Шуточный лозунг позднесоветского времени призывал перестать смотреть на мир глазами Сенкевича. Речь шла, конечно, не о том, чтобы отказаться от просмотра популярной передачи «Клуб путешественников», которую вел врач по профессии и путешественник Юрий Сенкевич. Смысл раскрывался в первой части — «Хочется путешествовать, но не по телевизору, а лично!»; фактически от властей СССР требовалось разрешить свободный выезд из страны — без многочисленных проверок со стороны профкомов и спецслужб, с возможностью иметь загранпаспорта на руках и, разумеется, менять рубли на валюту страны назначения без абсурдных ограничений. В принципе, за прошедшее время это требование было выполнено — если не вникать в частности, сейчас путешествие куда угодно доступно кому угодно. Тем не менее телевизионные программы о путешествиях в удаленные уголки мира никуда не делись и деваться не собираются.
Склонен к перемене мест
Книги о путешествиях появились задолго до появления кинематографа и тем более телевидения. Они были разнообразными по жанрам, свои путевые заметки писал, например, Марк Твен («Простаки за границей, или Путь новых паломников»), Александр Дюма (очерки о поездках, в том числе и по Российской империи); юмористическая повесть «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома задумывалась как отчет о лодочном отдыхе на Темзе (и кто не мечтал повторить путь его героев — пусть даже без всех тех злоключений, которые выпали на их долю?).
В 1910-е годы в моду вошли травелоги — короткометражные фильмы о различных местах и странах.
Одним из первых этот формат использовал американский фотограф, режиссер и путешественник Бертон Холмс (считается, что именно он придумал термин «травелог» — в оригинале travelogue), который на протяжении более полувека летом ездил по миру, а зимой выступал в городах США с лекциями, иллюстрированными собственными фильмами. Примерно в таком виде путешествия пришли и на телевидение.
Существуют они и поныне — благодаря обилию кабельных каналов и хорошему цифровому оборудованию, которое позволяет показать красоты Земли в надлежащем качестве. Развитие кинотеатров формата IMAX в 70-80-е принесло новую волну популярности травелогов, несколько потерявшихся в новых жанрах, но по факту IMAX и травелоги рекламировали другу друга — и до сих пор в таких кинотеатрах можно увидеть видовой фильм в хорошем разрешении.
Сенкевич и три лодки
Юрий Сенкевич и Тур Хейердал во время путешествия на папирусной лодке «Ра», 1969 год
Фотохроника ТАССНа советском телевидении «Клуб кинопутешествий» появился в 1960-м, а вести ее доверили режиссеру Владимиру Шнейдерову, автору советских травелогов (например, цикла научно-популярных фильмов «Путешествия по СССР»). Правда, именем нарицательным программа стала в 1973 году — ее переименовали (в «Клуб путешественников»), а ведущим стал тот самый Сенкевич, к тому времени уже сплававший с Туром Хейердалом на двух лодках «Ра».
Темы выпусков «Клуба» были очень различны — ведущий мог рассказывать о центре подводного плавания в Иордании, о заповедных местах Донбасса, о Чукотке и о Шри-Ланке с Таиландом, встречаться с Хейердалом (во время его визита в СССР) и показывать фильм о плавании «Тигриса». Вообще программа оказалась рекордсменом — она закрылась в 2003 году, когда умер Юрий Сенкевич, после 44 лет в эфире и более 2 тысяч выпусков.
По планете со Шнуром
В настоящее время телепутешествия в большей мере стали авторскими (стиль, к которому всю карьеру шел Юрий Сенкевич) или развлекательными. Британцы (а по совместительству режиссеры) Рикки Джервейс и Стивен Мерчант не так давно отправили за границу своего приятеля Карла Пилкингтона, который совсем не хочет ездить по миру и в каждом выпуске просится домой; шоу называется соответствующе — «An Idiot Abroad» (в приличном переводе «Дурак за границей»).
В России на канале «Пятница!» выходит «Орел и решка», ведущие которого бросанием монетки определяют, кто будет жить в выбранном городе с неограниченным кредитом, а кто получит сто долларов на жизнь и развлечения.
С 1991 года ездит по всему миру Дмитрий Крылов; с 1996-го его «Непутевые заметки» выходят на Первом в еженедельном режиме. В нулевые на «России 1» выходила программа «Вокруг света» — часть франшизы, начатой еще в советское время одноименным журналом. Не чужды телепутешествий были и отечественные музыканты — Андрей Макаревич три года параллельно со «Смаком» знакомил зрителей с обитателями подводного мира,
а основатель группы «Ленинград» Сергей Шнуров показал на НТВ 15 выпусков программы «Шнур вокруг света».
На Первом же выходят (правда, нерегулярно) фильмы, снятые Владимиром Познером и Иваном Ургантом после их поездок, — «Одноэтажная Америка», «Их Италия», «Еврейское счастье» и другие.
Но, в принципе, сейчас для тех, кто все же предпочитает смотреть экзотику «глазами Сенкевича», выбор значительно больше, чем в советские времена, — и не потому, что разные каналы предлагают часовые шоу этой тематики. В мире существуют специализированные каналы — например, Travel Channel, Discovery Channel или National Geographic. Есть и «Моя планета», на которой показывался, например, документальный проект финского актера Вилле Хаапасало «Через Россию за 30 дней» (этот цикл входит в целую серию фильмов); этот канал, кстати, еще несколько лет назад обогнал западные аналоги — возможно, за счет более лучшего знания российской аудитории и наследия Юрия Сенкевича.