1990 год. В небольшом городке Придонске где-то на юге СССР поймали серийного убийцу, который более десяти лет держит местное население в страхе. И сейчас люди хотят отплатить ему за все пережитое — а потому маньяка строго охраняет милиция, спешно организуется процесс, а под окнами суда требуют расправы казаки.
В качестве эксперта из области приезжает психолог Широков (Кирилл Кяро), который сразу заявляет, что милиция арестовала не того, а задержанный по фамилии Ионидис (Олег Федоров) хоть и совершил некоторые преступления, но серийным маньяком быть не может. Поскольку судье нужно психологическое заключение, Широкову дают возможность посмотреть уголовное дело повнимательней — правда, всего за четыре дня.
В городе поведением заезжего специалиста недоволен никто. Казаки грозятся его разорвать — как недавно хотели разорвать предполагаемого преступника, все горожане смотрят на него с подозрением, как на выскочку. Особенно недоволен следователь Брагин (Максим Дрозд), для которого возможная правота Широкова особенно болезненна.
Брагин и его начальство и радо бы избавиться от психолога, но высоким руководителям из Москвы нужно обеспечить «полную видимость законности» громкого процесса, так что они скрепя зубы помогают эксперту. А в это время в Придонске происходит еще одно убийство, и почерк убийцы снова укладывается в серию.
Канал НТВ начинает показ сериала «Консультант», в котором Кирилл Кяро идет против казаков и следователей небольшого городка на юге страны, чтобы поймать настоящего маньяка.
Сериал продолжает сразу две традиции, успевшие сформироваться на отечественном телевидении за последние годы. Во-первых, это обращение к громким расследованиям советского времени как основе для сценария. На Первом канале уже лет пять идут телевизионные расследования майора Черкасова, которая началась с «Мосгаза», вышедшего в 2012-м; показывал канал и историю братьев Толстопятовых (в сериале «Однажды в Ростове»).
На «России 1» авторы «Черной кошки» воссоздавали подлинные события, связанные с одноименной бандой, прославленной братьями Вайнерами и режиссером Станиславом Говорухиным. На Первом же был и «Метод», полностью посвященный маньяку, справившемуся со своими проблемами, который помогает ловить других, «диких» маньяков. Ну и, конечно, следует вспомнить весьма популярный документальный цикл Леонида Каневского «Следствие вели…», который вот уже больше 10 лет идет по НТВ.
В «Консультанте» (сценарий сериала написал писатель и драматург Алексей Слаповский) в качестве точки отсчета взято дело самого известного серийного убийцы советского времени — Андрея Чикатило.
В принципе, сюжет сериала достаточно близок к подлинной истории поимки Чикатило. В фильме, конечно, изменены названия населенных пунктов (временами создается впечатление, что все происходит в Подмосковье), но казаки присутствуют — и во вполне современном стиле требуют выдать им обвиняемого для расправы. Имеются и свойственные для расследования этого дела ходы — вроде приглашения психолога (в реальности это был ростовский психиатр Александр Бухановский, составивший психологический портрет предполагаемого убийцы) или обвинения в совершенных Чикатило преступлениях кого-то другого.
Вторая традиция, которую бережно соблюдает «Консультант», — амплуа Кирилла Кяро.
Актер прославился после роли в сериале «Нюхач», где он сыграл человека с тонким обонянием, помогающего органам правопорядка в расследованиях. После этого он снимался много и часто, но уже в главных ролях — например, в «Джуне» и «Научи меня жить». Но везде (и, конечно, во втором сезоне «Нюхача») его герои представали несколько уставшими от жизни и обстоятельств людьми с неустроенной личной жизнью, что не мешало им всегда сохранять спокойствие. Примерно так же ведет себя персонаж Кяро и в «Консультанте» — у него снова в анамнезе развод и невозможность видеться с дочерью в силу различных коллизий, он снова одиночка, но на этот раз ему противостоит весь город, в котором проходит суд над предполагаемым маньяком.
Отметим, что такие герои Кириллу Кяро удаются блестяще.
Впрочем, и форма подачи совершенных в СССР преступлений в «Консультанте» отличается от, например, «Мосгаза». Противостояния с преступником практически нет, оно остается на периферии, а сюжет сводится к борьбе двух сильных характеров — персонажей Кяро и Максима Дрозда.
В следующих эпизодах обещано превращение этого мужского дуэта в смешанное трио (за счет судмедэксперта в исполнении Светланы Ивановой), которое вряд ли ограничится борьбой за «полную видимость законности», призванной удовлетворить запросы Москвы. Ну а за поиск преступника волноваться, наверное, не стоит — вряд ли Слаповский настолько радикально исправил финал жизни Чикатило.