В нынешнем году «Ника» вернулась в Театр имени Моссовета после «гастролей» по другим площадкам. И случилось это неспроста. В саду «Аквариум» можно расстелить ковровую дорожку, подобающую случаю — тридцатилетию старейшей российской кинопремии.
На сайте «Ники» была размещена плашка с красивой надписью «Ника ХХХ», а церемония была естественным образом выстроена в ностальгическом ключе.
Началось все, впрочем, как обычно. Юлий Гусман в тридцатый (кажется) раз попросил гостей поскорей рассаживаться и «перестать хрюкать», потом повторно вышел на сцену для телеверсии.
После речи бессменного ведущего на экране замелькали кадры с Ильичом (про 17-й год сегодня, конечно, никак нельзя не пошутить), за которыми показали одну из многочисленных ретроспективных нарезок. Потом вышел Леонид Ярмольник («Ника» вообще никогда не отличалась лаконичностью церемоний) и зачитал стихи Дмитрия Быкова, в которых предсказывалось, что богиня победы Ника в ближайшее время впервые отрастит голову — что-то такое, видимо, и произошло сразу после протокольных поздравлений от президента и Минкульта.
Победитель в первой же номинации Виталий Манский, получивший статуэтку за нашумевшую партизанскую документалку «В лучах солнца» о жизни в Северной Корее, отметил, что
русские на корейцев не похожи, поскольку свою страну «просрали» сами.
Крепкое словцо приласкало слух Гусману и задало тон и драматургию всей дальнейшей церемонии. «Открытие года» Алексей Красовский (режиссер фильма «Коллектор») посетовал по поводу задержанных на несогласованных митингах 26 марта, сказав, что «их больше, чем людей в этом зале». Юлия Ауг (женская роль второго плана, «Ученик» Кирилла Серебренникова) подчеркнула, что картина сделана без поддержки государства, а в кулуарах назвала церемонию «митингом протеста». Елена Коренева, которой досталась вторая статуэтка за женскую роль второго плана («Ее звали Муму»),
призвала обратить внимание на положение Сенцова, Сергея Мохнаткина и Олега Навального,
а Юрий Арабов (лучший сценарий, «Монах и бес») примерно через два часа призвал писать про узников сценарии. Кульминацией, разумеется, стало вручение Александру Сокурову приза «Честь и достоинство». Александр Николаевич сперва рассказал, как его мама переживает из-за того, что он «все время спорит с правительством»,
призвал власть прислушаться к молодежи, а всех остальных — бороться за гуманитарное просвещение.
Не обошла политическая повестка и обязательную музыкальную часть: Вася Обломов исполнил грустную современную версию «Я шагаю по Москве», к тому же выйдя на сцену в ярко-белых кроссовках — видимо, отсылающих к символике воскресных митингов. Так же был обут и
режиссер Павел Бардин, получивший статуэтку за сериал «Салам Масква».
За всем этим собственно кинематографическая часть, конечно, потерялась. Да, поздравили с юбилеем Александра Митту (приз «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф»). Помянули ушедших. Показательно прокатили со всеми возможными статуэтками «Викинга», которого со сцены помянул лишь вручавший один из призов актер Игорь Петренко. И тем не менее под шумок все призы в главных номинациях — режиссура, лучшая женская роль и лучший фильм —
все равно ушли президенту Российской академии кинематографических искусств «Ника» Андрею Сергеевичу Кончаловскому за фильм «Рай».
Статуэтку за мужскую роль отдали Тимофею Трибунцеву («Монах и бес»), но, кажется, еще и потому, что главного героя в «Рае» просто нету. Таким образом, расклад в основных номинациях полностью совпал с решением жюри премии «Золотой орел», к которой «Ника» вроде как находится в оппозиции.