Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Гори все огнем

«Дракон» Константина Богомолова в МХТ

В МХТ идет «Дракон» — спектакль на основе пьесы Евгения Шварца в постановке Константина Богомолова с участием Олега и Павла Табаковых, постановка, которая дает шанс каждому зрителю разглядеть Дракона в себе и окружающих.

Господин Дракон заходит в дом архивариуса Шарлеманя и его дочери Эльзы запросто. У него сросшиеся брови, отчего он напоминает Брежнева, и лицо Игоря Верника, узнаваемое несмотря на большое количество грима. А еще вместе с ним приходят две головы — по остроумной режиссерской воле это еще два актера, которые просто ходят за ним следом, женщина (Ульяна Глушкова) и ребенок. Эльза (Надежда Калеганова) и ее отец (Евгений Перевалов) встречают (видимо, частого) гостя вежливо-привычно — тот факт, что завтра Эльза должна отправиться Дракону на съедение, воспринимается ими спокойно, с каким-то будничным фатализмом. Правда, в их квартире, решенной художником Ларисой Ломакиной как советское жилище 70-х годов, за столом сидит гость — Ланселот, странствующий борец со всем нехорошим (Кирилл Власов).

Полный достоинства храбрец недолго думая объявляет Дракону о намерении его убить.

Он его обязательно убьет — перережет горло сначала самому визави, потом жене, а детскую голову, подумав секунду, пощадит.

Режиссер Константин Богомолов в последнее время работает стахановскими темпами: не успел в МХТ после большущих «Трех мушкетеров» появиться «Юбилей ювелира», как он уже ставит «Сентрал Парк Вест» по Вуди Аллену, только объявил о работе над пьесой Шварца — и вот она, премьера.

На каждом из этих спектаклей полные залы, приставные стулья, овации. И каждый раз ожидания, что

«анфан террибль», «скандалист», «бузотер», или как еще называет Богомолова театральная журналистика, будет ниспровергать и издеваться, не оставляя камня на камне от первоисточника,

как он сделал в памятном, но уже давнем «Идеальном муже». И уже третий спектакль режиссер Богомолов оставляет ожидающих без «жареного» — «Юбилей ювелира» оказался горьким и тонким сыновним приношением худруку Олегу Табакову, «Сентрал Парк Вест» — «актерским» спектаклем, неожиданно внимательным к ироничной сентиментальности первоисточника.

«Дракон» вышел в этом смысле спектаклем удивительным. Еще до генеральных прогонов анонсирующая постановку критика писала, что у спектакля МХТ есть сильный конкурент — кинокартина «Убить дракона», убийственно мощная антиутопия, снятая Марком Захаровым в 1988 году. Так вот, ничего подобного: да, Богомолов переиначил пьесу, например, представив ее в виде «пяти вечеров» в доме архивариуса — то есть введя отсылку к знаменитому спектаклю и фильму по хрестоматийной пьесе Александра Володина.

Однако и текст, и дух сочинения Евгения Шварца свободно просвечивают и сквозь эту структуру, и сквозь другие фирменные приметы богомоловского стиля —

закулисные съемки персонажей до их появления на сцене, работу с титрами и видеоартом (художник Илья Шагалов).

«Вы свободны», — говорил у Захарова Абдулов-Ланселот горожанам после тяжелого боя с Драконом, и народ падал перед ним на колени. «И я вернусь к тебе, Эльза!» — с нарочитой, патриархальной брутальностью в голосе говорит одетый в шинель красноармейца Власов-Ланселот у Богомолова, и на душе зрителя становится тревожно за судьбу бедной девушки.

А уж когда странствующий причинитель добра начинает буднично резать одно за другим горло покорному звероящеру, эта тревога достигнет апогея.

Здесь жалко всех: преисполненного хемингуэевской мужественности глуповатого Ланселота; тусклую Эльзу, ее отца, комичного в своем переходе от покорности к робкому протесту; эльзиного жениха Ганса (Павел Табаков), который при Драконе за готовность отдать невесту на съедение уже почти получил утешительный пост при дворе, а после гибели ящера был вынужден уйти в священники.

«Сын мой», — обращается он к Бургомистру, которого бесподобно играет Олег Табаков, и зал взрывается от хохота.

Бургомистра, постоянно выискивающего у себя и предъявляющего признаки всех возможных психических заболеваний, жалко невероятно. Особенно когда он — в полном соответствии с литературной основной — сам принимает на себя управление освобожденным народом.

Да, «Дракон» — это еще одно богомоловское высказывание о времени и нас в нем. Только в отличие от «Идеального мужа» или перегруженных аллюзиями и цитатами «Мушкетеров»

это высказывание оставляет зрителю простор и стройматериал для построения собственной интерпретации того, что он видит на сцене.

Например, для такой — дело не в ланселотах и не в драконах, и даже не в им преданном народе, а

в какой-то удивительной, разлитой в воздухе безнадежности, которая с появлением Ланселота и усекновением драконьих голов никуда не делась.

Описанный Шварцем вольный город жил при деспотии: отдавал ему своих девушек, а взамен пользовался услугами (например, однажды во время чумы ящер вскипятил для горожан озеро для дезинфекции).

А потом зажил при так называемой свободе — и, по Богомолову, не просто не заметил ее наступления, а

впал в какую-то удивительную, апатично-счастливую, жвачную тупость.

Эта безнадежность и есть дракон — и в финале два главных героя будут, не понимая ничего, смотреть стеклянными глазами на пожирающее занавес пламя. И ведь нельзя сказать, что у Шварца всего этого не было — так что, в отличие от Оскара Уайльда в случае с «Идеальным мужем», в гробу никто вертеться не будет.

Новости и материалы
Назван самый популярный срок вклада
В Хакасии задержали начальника цеха после взрыва на предприятии
Российская армия заняла южные окраины Двуречной в Харьковской области
Мошенники используют нейросети в новогодние праздники, предупредили россиян
В 10 регионах России запретили майнинг
Москвичам пообещали облачную погоду и до -1°C во вторник
Над Ростовской областью сбили четыре беспилотника
Экс-ведущая «России 1» отрицает, что находилась под иностранным влиянием
Онколог рассказал о важных действиях после обнаружения рака
В пригороде Воронежа уничтожили украинский беспилотник
Министр энергетики Пакистана рассказал о перспективах «Пакистанского потока»
Названы три самые высокооплачиваемые позиции мигрантов в России
Российские штурмовики на Украине уничтожили польских военных, застав их за чаепитием
Пленный солдат ВСУ раскрыл зарплату иностранных военных
Зеленский объяснил, зачем Киев предлагал деньги премьеру Словакии
РФ нужно около 1,4 тысячи судов речного транспорта для грузового флота
ВСУ при отступлении в Курской области оставили под кроватью раненого бойца
В Финляндии закроется магазин, который россияне использовали для «откатки» визы
Все новости