Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой — заведение более чем именитое и значимое. Это одна из старейших балетных школ в мире, а ее история началась еще в 1738 году с соответствующего указа императрицы Анны Иоанновны. Имена танцовщиков, учившихся здесь, знакомы даже человеку сильно далекому от балета, более того — само понятие русского балета во многом связано именно с Вагановкой. Местные традиции оттачивались даже не десятилетиями — веками.
С 2004 года академией управляла Вера Дорофеева. В Вагановку она пришла еще в 1987 году заместителем директора по хозяйственной части, потом стала руководить международным отделом, затем стала помощником ректора Надирова и после его перехода на другую работу возглавила академию. Официально никаких нареканий к работе Дорофеевой не было, но в 2013 году в связи с возрастным цензом для ректоров вузов, оговоренным в Трудовом кодексе, пошли кулуарные разговоры о возможной смене руководства в старейшей балетной школе России, а худрук и гендиректор Мариинского театра Валерий Гергиев неоднократно высказывал претензии к качеству подготовки балетных кадров в АРБ.
«Дорофеева действительно многое сделала для развития Вагановки, но в последние годы из-за проблем со здоровьем она все чаще бывала в больницах, говорит «Газете.Ru» источник в Министерстве культуры. В академии копились вопросы бытового порядка. «Там были проблемы с пожарной сигнализацией — а это очень важно, были другие чисто хозяйственные сложности, для решения которых нужен был энергичный ректор, но самое главное — ушел былой престиж академии», — отмечает источник.
В октябре 2013 года в Вагановке появилась представительная делегация во главе с министром культуры Владимиром Мединским, чтобы предложить кандидатуру премьера Большого театра Николая Цискаридзе в качестве и.о. ректора академии. Назначение нового ректора проходило на фоне скандала между дирекцией Большого театра и народным артистом Цискаридзе. Вагановке нужен был управленец, но общественность не хотела видеть Цискаридзе в роли ректора. Большую роль здесь сыграли стереотипы. Цискаридзе, выпускника столичного хореографического училища, премьера и педагога-репетитора Большого театра, принимали в петербургском балетном сообществе с большой настороженностью. В кратчайший срок была организована целая кампания в интернете и СМИ о недопустимости назначения Цискаридзе. В результате несколько десятков человек, якобы представлявших коллективы АРБ и Мариинского театра, выступили против свершившихся кадровых перестановок. Было даже письмо президенту Владимиру Путину, в котором назначение Цискаридзе называлось наносящим «непоправимый урон всему административно-творческому потенциалу заведения». Но в ходе расследования выяснилось, что письмо — подложное; оказалось, что его никто из педагогов и артистов не подписывал. И предложение Мединским поста ректора оказалось верным — спустя год, на официальных выборах, за нового ректора Цискаридзе проголосовали 227 человек, в то время как против — всего 17.
Впоследствии Цискаридзе рассказывал, что переговоры с ним велись с 2011 года. Он долго отказывался, но его уговаривала «небольшая солидная группа людей». Когда он согласился, ему предоставили полный карт-бланш. «И через полгода Владимир Ростиславович (Мединский. — «Газета.Ru») мне так с юмором сказал: «Вы знаете, Коля, мы поражены, потому что все говорили, что будет катастрофа. Но ни одной жалобы — ни от родителей, ни от педагогов, ни от кого-либо — не последовало», — вспоминал Цискаридзе.
«Многие просто не ожидали от нового ректора такой хозяйственной хватки: «Он же в первую очередь артист — как это он будет заниматься бытовыми проблемами?» — вспоминает собеседник «Газеты.Ru» из Минкульта. — Но там, где требовалось чего-то добиться, Цискаридзе проявил себя очень продуктивно — причем многие вопросы он решил, грамотно используя свой авторитет, свое имя. А для учеников много значит даже такой факт, что в их дипломе стоит не просто подпись ректора — а автограф признанной во всем мире звезды. Даже это оказалось неким стимулом для продолжения учебы».
Глава Минкульта тогда, в 2013-м, также подчеркивал, что у нового руководства есть важнейшая задача — повысить профессиональный уровень выпускников Вагановки. В 2014 году, после избрания на пост ректора, Цискаридзе отмечал в интервью, что обнаружил в академии полное отсутствие дисциплины. За три года работа академии была перестроена, что отразилось и на ее результатах. Так, согласно проводимому Минобрнауки России мониторингу эффективности деятельности вузов, Академия имени Вагановой в 2015 году впервые начиная с 2012 года выполнила все семь показателей мониторинга по основным видам деятельности.
«Несомненной заслугой Цискаридзе стало возрождение кафедры балетоведения. Кафедра, в 1990-е годы работавшая под руководством выдающегося ученого В.М. Красовской, была расформирована и десять лет пребывала в забвении, — говорит собеседник «Газеты.Ru» из АРБ. — Одним из первых решений Цискаридзе был приказ о возобновлении работы ключевой для балетной науки кафедры. Сейчас здесь преподают ученики Веры Красовской, создан кабинет ее имени, начата подготовка нового поколения балетоведов. Кафедра проводит масштабные научные конференции».
«Еще одной очевидной заслугой ректора стало возрождение работы академии по выпуску книг. Всего за три года увидели свет 14 масштабных изданий. Многие увидели свет впервые в России. Кладезь живой мысли, воплощенной в слове, — «Вестник Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой». Ныне это авторитетнейшее издание, признанное ВАКом, потому публикация тут засчитывается при защите диссертации.
С приходом нового ректора было полностью расселено здание общежития во дворе академии. Благодаря спонсорам квартиры получили проживавшие там бывшие работники Мариинского театра. Так, более 60 мест получила академия для интерната. Сдвинулась с места 20-летняя замороженная стройка общежития на улице Правды, 3, и вскоре здание должно быть введено в эксплуатацию: там будет три балетных класса, проживание на 80 мест (комнаты на два человека со всеми удобствами), класс для самоподготовки, буфеты, постирочные и т.д. Благодаря спонсорам во всех репетиционных залах академии появилось полное техническое оборудование для занятий.
В творческой деятельности академии появились высокопрофессиональные работы: балет «Раймонда» Дж. Баланчина, «Консерватория» Бурнонвиля — один из самых старых балетов, датируемый 1848 годом, «Фея кукол» братьев Легатов, «Лауренсия», «Польский бал», «Волшебные сады Наины» из оперы «Руслан и Людмила», в настоящее время восстанавливается одноактный балет «Классическая симфония» Лавровского на музыку С.С. Прокофьева и заново делается «Пахита».
Академия возобновила гастрольную деятельность на выдающихся площадках мира. В марте 2017 года выступления воспитанников академии пройдут в самом большом театре Лондона — в «Колизее», в апреле — в парижской «Опера Гарнье», в мае — в Италии, в Милане, в «Ла Скала», в июне — в Москве, в Государственном Кремлевском дворце. Кстати, возвращение учеников Вагановки на кремлевскую сцену — важный факт: практика их ежегодных спектаклей здесь временно прекращалась, и в числе причин называли все то же — снижение уровня обучения в АРБ. Очевидно, эта проблема с приходом нового ректора действительно была решена. Налицо взаимное плодотворное сотрудничество академии с Мариинским и Михайловским театрами — подтверждением тому является то, что Валерий Гергиев лично посещает спектакли академии и оказывает помощь в реализации задуманных постановок. В 2014 году, к примеру, был осуществлен специальный проект Гран-при Михайловского театра для академии.
«Николай Цискаридзе — натура ищущая, поразительно работоспособная, неукротимая во всех своих проявлениях. Он обладает какой-то космической энергией, которая наполняет все вокруг, — характеризует его собеседник «Газеты.Ru» из АРБ. — Он готов не только часами, но днями репетировать со своими учениками, передавая им секреты мастерства».
Выросло число иностранных студентов академии и участников программ дополнительного профобразования. Изменился и конкурс в целом — желающих поступить в Вагановку стало больше. 1 сентября 2016 года Академия Русского балета открыла свой филиал во Владивостоке. На церемонии открытия глава Минкульта отмечал, что в России, как и в других странах, всегда процветал культурный эгоцентризм — крупные учреждения так или иначе концентрировались в столицах. Но нужно смотреть шире и дальше, считает Мединский, — культурные центры должны появляться в регионах, поднимать уровень местных жителей, представлять им культурное богатство страны. Впоследствии, по словам министра, в Приморье откроются филиалы Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. И открытие представительства знаменитой балетной школы стало только началом важного процесса.
По инициативе Цискаридзе в октябре случилось еще одно возрождение: прошел Международный балетный конкурс Vaganova-PRIX. Учрежденный академией в 1988 году, он не проводился с 2006 года. Главная задача академии — подготовка воспитанников исполнительского факультета. Три выпуска разных по таланту учеников представлены с блеском. Показ выпускников с выигрышной стороны всегда ставился основной целью. Цискаридзе же эту цель совместил с возрождением, сохранением часто забытых шедевров балетной сцены.
Весь скепсис относительно нового ректора старейшей балетной школы теперь не нужно специально развеивать — достаточно посмотреть на результаты его работы. Отсутствие опыта управления, как выяснилось, не так критично — если при этом есть желание такому навыку научиться. У Цискаридзе такое желание есть. Возможно, на наших глазах из выдающегося артиста балета растет хороший культурный управленец.