В 1959 году при Минкультуры РСФСР был создан Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО. Изначально работавший в качестве дирекции художественных фондов и проектирования памятников, в 1977 году центр получил название «Росизопропаганда» и соответствующие функции. В задачи учреждения входила популяризация классического и современного отечественного искусства, для чего организовывались передвижные выставки из собраний музеев страны. Кроме того, центр распределял произведения искусства по музеям СССР.
С 1994 года РОСИЗО — это многопрофильная организация, которая разрабатывает и реализует масштабные выставочные проекты как в России, так и за ее пределами. Она же выступает хранителем музейного собрания Министерства культуры.
С 2010 года ведомство и само получило статус музея, поскольку в фондах содержится весьма представительная коллекция в 40 тыс. единиц хранения.
При всем этом до недавнего времени про РОСИЗО знали только специалисты и, по сути, кроме хранения музейных фондов, оно ничем не занималось.
В августе 2013 года Минкульт назначил на пост директора РОСИЗО Зельфиру Трегулову — опытнейшего специалиста, которому в тот момент явно было тесно в консервативном пространстве музеев Московского Кремля.
Говорят, перед назначением министр культуры Владимир Мединский просил Трегулову подготовить качественно новый план развития РОСИЗО.
«Для нее это должно было стать своего рода испытанием, сможет ли она наполнить содержанием организацию, которая раньше была абсолютно пустой», — рассказывал «Газете.Ru» источник в организации.
Новый директор организовала несколько крупных выставок, которые имели огромный успех в Европе. Это была настоящая культурная дипломатия в действии, отмечали эксперты. В России центр тоже активно вошел в культурную повестку и вскоре уже сам начал задавать тренды. Но несмотря на, казалось бы, крайне удачное назначение, через полтора года Трегулова внезапно становится руководителем Третьяковской галереи, а в РОСИЗО ее сменяет Сергей Перов. О нем в связи с назначением на сайте Министерства культуры было сказано сухо:
«имеет большой опыт работы на руководящих должностях в коммерческих и общественных организациях».
Нового главу РОСИЗО встречали настороженно.
После Трегуловой, признанной звезды российской культурной политики, главой РОСИЗО стал чиновник от культуры, выпускник военного училища и функционер «Единой России».
Ну а через полгода грянул гром: стало известно, что РОСИЗО объединяют с Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), причем последний становится структурным подразделением первого. И во главе новой структуры оказался Перов.
Глава Минкультуры пояснял, что обе организации занимаются представлением современного искусства в России и за рубежом, сотрудничают с музеями и кураторами, поэтому логично было создать единый центр поддержки современного искусства. Но в творческой среде это слияние вызвало настоящий шок. Пошли разговоры о том, что теперь
свободный от всяких рамок, оригинальный ГЦСИ погибнет в цепях формализованного и во всех смыслах склонного к реализму РОСИЗО.
Перову вспоминали его назначение в Московскую область вице-губернатором по социальным вопросам; правда, эта страница его биографии была довольно короткой: как говорит источник в Минкультуры, Перов «не сработался с губернатором». Припомнили и его образование — высшее военное училище. И хотя, как отмечает тот же источник, учитывая довольно успешный опыт работы в правительстве, Перов мог претендовать на должность замминистра, он с энтузиазмом принял предложение Мединского возглавить РОСИЗО, так как всегда хотел сосредоточиться на практической работе.
В итоге расчет оказался верным — Перов занял свое место. По прошествии нескольких месяцев выяснилось, что ГЦСИ работает в прежнем режиме (внутренние изменения общественности не видны и не были видны никогда), а директор объединенной структуры — это прежде всего грамотный менеджер, а не политик от культуры.
В своих интервью Перов и сам говорит, что творческих амбиций у него нет — эта составляющая отдана профессионалам.
К примеру, развитие организации в регионах новый руководитель поручил Алисе Прудниковой — куратору из Екатеринбурга, которого сторонники прежнего руководства ГЦСИ ценят и уважают, несмотря на недоверчивое отношение к Перову. Сам чиновник, по мнению знающих его людей, обладает хорошим вкусом, что помогает ему в осуществлении новых проектов.
В итоге РОСИЗО обрастает площадками и планами — так, у институции появилась собственная галерея на ВДНХ. Легендарный павильон №66 («Культура») учреждение получило только после вмешательства Минкульта, который сумел договориться с московской мэрией под обязательство привести в порядок пустующие там строения.
РОСИЗО запустил образовательную программу. Стартовали работы по возведению многострадального здания ГЦСИ на Ходынке, которое по разным причинам не могли начать с 2012 года (те, кто больше всего критиковал слияние двух центров, сокрушались как раз о том, что, мол, теперь-то уж этого здания не видать),
строительство сети межмузейных депозитариев по всей России, и все это — на основе государственно-частного партнерства.
Вопреки прогнозам скептиков, Государственный центр современного искусства растет и развивается, в том числе и количественно: в этом году появятся отделения в Крыму и, в продолжение политики Мединского по борьбе с «культурным эгоцентризмом», во Владивостоке.
РОСИЗО показывает неплохие и, что самое важное, растущие показатели — как в том, что касается дохода, так и в том, что касается интереса аудитории к программам, реализуемым центром. Только в 2016 году его экспозиции посетили более 600 тыс. человек.
Решение о слиянии РОСИЗО с ГЦСИ, по мнению Мединского, предполагало последующий «синергетический эффект», который в итоге и был достигнут, вспоминает собеседник «Газеты.Ru». Ну а для того, чтобы все прошло гладко, понадобился расчетливый и умелый менеджер. Таким и оказался Перов — профессиональный военный и чиновник.