Из побежденной Германии в специальном дипломатическом вагоне в СССР возвращаются награбленные фашистами ценности. Банда Горелого (Максим Дрозд) устраивает нападение на охрану, в перестрелке несет потери, но все равно побеждает и забирает золото — которое, впрочем, еще надо продать. Помочь охранникам не смог и отставной офицер Игнат Белов (Кирилл Сафонов), который узнал в одном из налетчиков своего старого приятеля Сыча (Константин Гацалов), но отклонил его предложение по-быстрому разбогатеть.
Раненый во время налета Игнат становится главным подозреваемым, его сажают в тюрьму и в ходе бесчеловечных допросов добиваются выдачи подельников. Помогает фронтовой друг, а теперь — начальник местного уголовного розыска Тимошенко (Константин Милованов), который предлагает Белову снова встретиться с Сычом и заслужить доверие Горелого, пообещав в случае успеха оправдать его перед законом. Этот план поддерживает и глава местной госбезопасности майор Пеникер (Олег Фомин), и Игнат бежит из тюрьмы, чтобы сразиться с теми, кто сломал ему жизнь.
На Первом канале начался показ «Штрафника» — многосерийного фильма Олега Фомина о борьбе мужественного офицера победившей армии с преступниками и расхитителями социалистической собственности.
На российском телевидении постепенно формируется новый поджанр полицейской (а вернее, милицейской) драмы.
Критерии таковы: действие происходит вскоре после окончания Великой Отечественной войны, а главный герой, как правило — храбрый боевой офицер, противостоит чрезмерно расплодившимся за военные годы бандитам разных мастей. Узнать в этой конструкции советский телефильм «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (экранизацию «Эры милосердия» братьев Вайнеров) большого труда не составит. Много позже, уже в нулевые, «Ликвидация» Сергея Урсуляка добавила к ней недобитых пособников фашистов, то ли пытающихся спасти свои жизни, то ли мстящих за поражение в войне.
Этот сюжет с переменным успехом использовался, например, в «Черных кошках» с Павлом Деревянко, который шел на Первом в 2014-м, или в «Ленинграде-46» с Сергеем Гармашем и Евгением Миллером (в 2015-м была премьера на НТВ, а в 2016-м — показ на «России 1»). Иногда, впрочем, отсылки к «Месту встречи» были достаточно явными — как в «Черной кошке» с Игорем Петренко, которую показывала «Россия 1» осенью 2016-го, который был заявлен как художественно обработанная (но при этом достоверная) история банды из фильма Говорухина. По формальным признакам наследником «Места встречи» и «Ликвидации» можно назвать и сериал «Крик совы» с Сергеем Пускепалисом и Андреем Мерзликиным: хотя действие в нем происходит уже в конце 50-х, бандиты и немецкие пособники все же присутствуют.
«Штрафник» тоже апеллирует к известному сюжету.
Завязка у сериала Фомина несколько фантастическая. Все же 1946 год сильно отличается обстоятельствами от времен Гражданской войны, чтобы возить несметные богатства под охраной всего четырех человек. Скорее, к этому важному государственному делу была бы привлечена армия (или части МГБ-НКВД), а в вагоне разместили бы усиленный пулеметами взвод — и просто на всякий случай, и чтобы подлежащие демобилизации солдаты по дороге к дому принесли еще немного пользы отчизне. Это не говоря о том, что глубоко провинциальная банда, промышляющая воровством продуктов со складов, не имела ни малейшей возможности узнать о том, что такая транспортировка вообще будет.
Впрочем, об исторической достоверности в приложении к современным российским сериалам можно говорить только умозрительно; чаще используется термин «по мотивам реальных событий». Даже если самих событий и не случалось, как в случае со «Штрафником».
Самое любопытное в сериале Фомина — что достоверность в нем особо и не важна.
Перед нами достаточно связный сюжет, который, может, и основывается на вольных интерпретациях какой-нибудь «Короны Российской империи» (или даже истерна Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих»), но по большому счету ведет свою собственную партию. Главный герой в исполнении Кирилла Сафонова защищает слабых, сражается с хулиганами и склонен к честному труду. Ему было тяжело в прошлом (обещаны большие биографические ретроспекции), а теперь у него не менее трудное настоящее. Его злоключения зритель вполне может спроецировать и на себя — возможно, не в таком экстремальном варианте, как допрос третьей степени в застенках госбезопасности. Сложно предсказать, хватит ли этой жалости на все 12 серий — все же стерильная положительность Игната может и оттолкнуть в какой-то момент. У Говорухина слегка занудному Шарапову была альтернатива в виде хулиганистого Жеглова. Игнату из «Штрафника» придется обходиться только своими силами.