Екатерина Вторая (Марина Александрова) пытается получить у архиепископа Гавриила (Леонид Кулагин) разрешение на повторный брак — с Григорием Орловым (заменивший Сергея Стрельникова Сергей Марин), но тот отказывает, ссылаясь на то, что главой Церкви в империи является императрица, и на опыт ее предшественниц на престоле, которые все до единой были незамужние. Екатерину такое положение вещей не устраивает, но идти наперекор прямому запрету она пока не готова — и Орлов остается лишь любовником.
Некстати случается и подростковый бунт сына — будущего императора Павла Первого (Павел Табаков), который полюбил все немецкое и боготворит императора Фридриха Великого, укоряя мать, что она пока не заслужила подобный эпитет. Размолвка заканчивается увольнением одного из воспитателей — Порошина (Антон Денисенко) — и уверениями Никиты Ивановича Панина (Сергей Колтаков) в лояльности к наследнику. А на юге активизировались турки — в Стамбуле убиты члены российского посольства, турецкая армия уже готова к боевым действиям, а российскому флоту еще предстоит дойти до Эгейского моря и Чесменской бухты.
На канале «Россия 1» начинается показ сериала «Екатерина. Взлет» — продолжения истории немецкой принцессы, ставшей российской императрицей.
Около пяти лет назад отечественные телевизионщики вспомнили о Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, уроженке небольшого немецкого княжества, которую Елизавета I выдала замуж за своего племянника Петра. В России немка стала Екатериной Алексеевной, после смерти Елизаветы вместе с мужем взошла на императорский трон, а после убийства Петра Третьего стала единоличной властительницей огромной империи. Ее правление называют «золотым веком», хотя в то время хватало всякого — были и войны, и внутренние мятежи, и заговоры, и внесудебные убийства, и многочисленные любовные связи. Но нельзя отрицать, что границы России при Екатерине II (Великой она, кстати, все-таки стала) значительно раздвинулись, ее войска нанесли Османской империи несколько чувствительных поражений. Как раз к ее царствованию относится разгром Крымского ханства и присоединение Крыма (часто вспоминаемое три года назад во время известных событий на Украине). В общем, это готовая героиня — у которой есть власть, сила и даже любовь.
Удивительней другое — сериалы про нее одновременно снимали и на «России 1», и на Первом канале.
Вышли они с разницей почти в год: «Екатерина» на «России 1» — в ноябре 2014-го, а «Великая» на Первом (с Юлией Снигирь в заглавной роли) — в ноябре 2015-го, что, впрочем, не помешало им внести некоторую сумятицу в умы зрителей. Речь в обоих сериалах шла примерно об одном времени (с приезда в Россию и до начала единоличного правления), слишком сильно изменять реальные исторические события создатели фильмов не посчитали возможным, так что персонажи там и там были одни и те же, да и события частично совпадали. Но о продолжении «Великой» пока ничего не слышно, а Юлия Снигирь сейчас снимается в сериале «Хождение по мукам», так что если оно и будет, то очень нескоро.
А вот создатели «Екатерины» все же продолжили историю своей героини на следующий временной отрезок.
Во «Взлете» речь идет об очередных 15 годах из жизни Екатерины II и Российской империи — примерно с 1766-го по 1780-й. Правда, рассказ получится не сплошной, а как и в «Екатерине» — событийный; во время премьеры продюсер Александр Акопов рассказал, что в сериале не будет подробного описания, например, Пугачевского восстания, а создатели картины раздумывают о том, чтобы начать работу над параллельными «Екатерине» проектами, в которых рассказать о том, что не вошло во «Взлет» или не войдет в планируемый третий сезон. Впрочем, пока что все эти планы так планами и остаются — как минимум до показа нового сериала.
Екатерина заметно изменилась по сравнению с первым сезоном, и, пожалуй, в лучшую сторону.
Ей, конечно, по-прежнему свойственны перепады настроения, но с той девочкой, которая в начале «Екатерины» пересекала российскую границу и робко пыталась говорить на новом для себя языке (но предпочитала все же немецкий), общего осталось немного — в иные моменты только то, что их обеих играет одна и та же актриса. Собственно, именно метания Екатерины стали одним из главных недостатков «Взлета». На главную героиню неловко смотреть, когда она играет в женщину или выбирает между Орловым и Потемкиным (его сыграл Владимир Яглыч). Правда, когда она «показывает императрицу», властную и хитрую, привыкшую распоряжаться чужими жизнями и судьбами, это смотрится очень внушительно — и проблема только в том, что баланс между двумя ипостасями Екатерины в сериале выдержан слабо. Величественной — и, следовательно, Великой — на экране меньше, чем слабой и женственной.
Впрочем, если удастся реализовать все проекты и создать масштабное телевизионное полотно о периоде царствования Екатерины II, то этот недостаток можно будет и пропустить — как, например, зрители спокойно восприняли отсутствие пышных париков на головах. Да, это против исторической правды, но зато позволяет отличить одного сановника от другого.