Биография Зои Булгаковой и время, в которой пришлось жить этому старейшему ветерану сцены, не исчерпывается, но наглядно описывается двумя строчками официальной биографии: «В 1930 году была принята в Новосибирский ТЮЗ в качестве актрисы амплуа травести. В 1942 году вступила в ВКП(б)».
Но все по порядку.
В 1930 году юная 15-летняя Зоя Булгакова пришла в только что открывшийся новосибирский Театр юного зрителя, чтобы заниматься в его студии, после окончания которой она вошла в труппу театра. Ей досталось амплуа травести: в силу своей внешности она легко играла детей, причем как мальчиков, так и девочек. На сайте театра (с 1993 года он носит название «Глобус») отмечается, что Булгакова стала одной из первых создательниц детских образов на советской сцене — причем традиционно такие образы часто доставались взрослым актрисам, как, например, 38-летней Янине Жеймо, сыгравшей Золушку в одноименном фильме 1947 года.
Булгакова занималась тем же самым с начала 30-х — и до ухода со сцены в 60-е.
Она играла в спектаклях новосибирского ТЮЗа, таких как «Конек-горбунок», «Синяя птица» Метерлинка (1936), «Красная Шапочка» (1937), «Кот в сапогах» Перро (1938), «Снежная королева» (1939). В «Снежной королеве» актриса была Гердой — в свои 25 лет она играла роль маленькой девочки. Через семь лет ей — уже заслуженной актрисе республики, прошедшей войну — досталась роль маленькой Королевы в спектакле «Двенадцать месяцев» — и вместе с другими членами труппы она будет выдвинута на Сталинскую премию.
Всего в ее творческой биографии более 80 ролей, сыгранных на сцене новосибирского ТЮЗа.
Причем практически все она играла именно как травести — ее единственной взрослой ролью была Снегурочка в спектакле по одноименной пьесе Островского.
Даже после ухода со сцены она с актерской профессией не рассталась — учила молодежь, участвовала в творческих вечерах (в том числе и своих собственных), давала интервью, в которых уверяла, что роли мальчиков ей удавались лучше, чем девочек. В 1999 году мэрия Новосибирска наградила актрису дипломом — за большой вклад в театральное искусство, а через два года ее имя было внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области, напоминает НСН.
Булгакова в одном из своих многочисленных интервью рассказывала о забавном случае, произошедшем в незабавных обстоятельствах: во время войны в госпитале Анжеро-Судженска один из эвакуированных раненых после шефского концерта узнал в Булгаковой актрису из спектакля, который посетил в детстве. После войны, как стало известно Зое Федоровне, боец стал артистом, а впоследствии — директором Новосибирского театра оперы и балета.
Этот случай хорошо описывает характер как недавней прижизненной, так и будущей посмертной славы: ее, ушедшую в наставники, чаще театральной критики поминает театральная мемуаристика. Зато хорошо запомнят дети всех возрастов — самые строгие и благодарные критики.