Запад
«Молодой папа»
Триумфальный заход Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодость», «Изумительный») на телевидение — сериал про самого молодого папу Римского в истории со звездным составом и Джудом Лоу в качестве премьера. Прежде всего Соррентино доказал, что вполне в состоянии работать и на длинной сериальной дистанции — сравнения с Феллини в его случае теперь точно означают исключительно масштаб дарования. Во-вторых, такого сериала действительно еще не было. Честного, ироничного, говорящего на самые острые темы красиво и с неизменной улыбкой. Кроме того, режиссер по-прежнему не боится ставить перед собой высокие задачи. Весь сезон зрители гадали, к чему он ведет своего героя и повествование в целом.
В результате мы получили первый за долгое время и невероятно убедительный фильм про современного святого.
Тем интересней, что Соррентино придумает во втором сезоне, который изначально не планировался, но теперь постановщик ради него даже отложил съемки полного метра про Берлускони.
«Мир Дикого Запада»
Перед премьерой этого сериала его рекламировали как едва ли не «убийцу» хита HBO — «Игры престолов». Ну или сменщика — до завершения борьбы за Железный трон Вестероса осталось два коротких сезона, и руководство канала уже думает, что будет дальше. И шоу, придуманное продюсером Джонатаном Ноланом и его женой Лизой Джой Нолан на основе снятого Майклом Крайтоном в 1973-м фантастического боевика «Западный мир», стало еще одной попыткой сделать нечто, способное увлечь зрителей на весьма длительный срок и заставить их спорить о том, что будет дальше.
В чем-то эта попытка оказалась удачной — во всяком случае, мир виртуальных путешествий к ковбоям, салунам и прериям оказался весьма живо обсуждаемой новинкой.
Он очень качественно снят (что неудивительно: 10-серийный сезон стоил дороже, чем весьма недешевая «Игра престолов»), в нем полно насилия и обнаженной натуры (все, как любят фанаты HBO), а кроме того, в нем есть Энтони Хопкинс — который сам по себе достоин обсуждения.
Канал, кстати, уже продлил «Мир Дикого Запада» на второй сезон.
Но, возможно, более востребованным окажется еще один сериал из вселенной «Игры престолов», о котором в последнее время заговорили почти как о решенном деле — несмотря на то, что Джордж Р.Р. Мартин пока не дописал даже основную серию романов про «Мир льда и пламени».
«Последний кандидат»
Очень вовремя вышедший сериал канала ABC о том, как президентом США становится не тот, кто достоин этого поста. В результате террористической атаки погибает все правительство страны, и главным остается единственный выживший — досиживающий последние дни в кабинете министр (его сыграл Кифер Сазерленд).
Через месяц после премьеры «Последнего кандидата» в США прошли выборы, на которых неожиданно победил Дональд Трамп — что вызвало не менее бурные протесты, чем в сериале. Правда, герою Сазерленда еще повезло: многие из его окружения понимали, что он к своему внезапному возвышению никакого отношения не имеет, а президентом согласился стать лишь из долга перед страной. Любопытно, что почти одновременно с «Последним кандидатом» (и даже ближе к дате выборов) кабельный канал Epix показал сериал «Грейвз», в котором раскритиковал практически всех президентов — но главный герой (в исполнении Ника Нолте) принадлежит к Республиканской партии, как и Трамп.
«Очень странные дела»
Один из главных сюрпризов телесезона — внезапно выпущенная на Netflix ностальгическая фантастика про 80-е, открыто ссылающаяся на Стивена Кинга, но оттого не менее (а то и более) обаятельная. Колоритное американское захолустье, дети ищут пропавшего друга при поддержке лысой девочки с паранормальными способностями, в параллельном мире живет отвратительный, но по-своему несчастный демон. Кроме того, маму пропавшего играет отважно осваивающая возрастные роли Вайнона Райдер, а главного злодея изображает Мэттью Модайн. Те, кому за 30, подняли сериал на щит, но главное, что он приглянулся и тем, кто не застал фильмы типа «Останься со мной». Нет ничего удивительного в том, что Netflix, изначально запускавшие «Странные дела» как мини-сериал, продлили его на второй сезон.
«Секретные материалы»
Культовый научно-фантастический сериал шел с успехом в 1993–2002 годах, продолжился двумя полнометражным (и не такими успешными) фильмами, а также прославил Дэвида Духовны и Джиллиан Андерсон, сыгравших агентов ФБР, занятых расследованием происшествий, связанных с паранормальными явлениями.
Спустя 13 лет после закрытия шоу канал Fox внезапно объявил о решении снять 10-й сезон — с теми же героями в тех же обстоятельствах.
Фанаты, разумеется, были вне себя от восторга, но и определенная доля опаски присутствовала: все же столь длительный перерыв не мог не повлиять на дух старых «Секретных материалов», за который их и любили. Впрочем, опасения опасениями, но Крис Картер справился с задачей, а Духовны и Андерсон показали, что агентов Малдера и Скалли рано списывать со счетов.
Россия
«Пьяная фирма»
Режиссер Григорий Константинопольский — одна из самых интересных фигур в российском кинематографе. В самом конце 90-х он перешел в режиссерскую лигу из клипмейкеров, ярко дебютировав резюмирующим эпоху капустником «8 ½ долларов», а вернулся лишь спустя десять лет с дикой, но по-своему блестящей «Кошечкой» (запомнившейся благодаря гениальной новелле «Безумная балерина» с Михаилом Ефремовым). Фильм про снежного человека «Самка» прошел почти незамеченным, а Константинопольский периодически мелькал в сети как эксперт одного из сетевых порталов, который писал короткие матерные рецензии на фильмы кинопроката капслоком.
Никто особенно не ждал от этого удивительного автора ничего нового, и тут он вдруг вернулся с четырехсерийным мини-сериалом для ТНТ, который наделал шороха на фестивалях и в конце года вышел в эфир.
«Пьяная фирма» — это, несомненно, опус магнум, полностью при этом соответствующий своему автору. Одновременно сюрреалистическая комедия, пародия на «Во все тяжкие», сборник киноцитат из любимых фильмов Константинопольского и предельно личное авторское высказывание. Пересказывать бессмысленно, а оторваться практически невозможно. В любом случае, это лишнее напоминание о том, каким все еще может быть русское кино, дорогого, вообще говоря, стоит.
«София»
Российские телевизионщики регулярно обращаются к истории, будь то история СССР или Российской империи. Но настолько далеко вглубь веков они еще не забирались — в «Софии» речь идет о правившем во второй половине XVI века великом князе Иване III и его второй жене Софии Палеолог, которая была племянницей последнего императора Византии. Сам сюжет фильма вряд ли сможет поразить неожиданными поворотами: все та же борьба за власть, за любовь, отравления, убийства и казни, которые можно увидеть, например, в сериале «Медичи» (или в двух наших байопиках Екатерины Великой). Впрочем, дуэт Марии Андреевой (София) и Евгения Цыганова (Иван III) оказался на редкость удачным — и именно они буквально протащили сериал через все его серии.
«Таинственная страсть»
Проект экранизации последнего романа Василия Аксенова «Таинственная страсть» должен был стать одним из хитов сезона, но в итоге вызвал огромное количество споров.
В книге — и, соответственно, в сериале — одними из главных героев были молодые поэты-шестидесятники — Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко и многие другие, образ которых хотя и был замаскирован Аксеновым (он называл их псевдонимами вроде Роберт Эр или Нэлла Аххо), но все же узнаваем.
И как раз этот образ был подвергнут самой сильной критике — вместе с линейным повествованием, которого не было в романе, и придуманными подробностями биографии Ваксона — альтер эго автора книги. Впрочем, послушать стихи (а также песни Окуджавы и Высоцкого) в исполнении, например, Филиппа Янковского или Чулпан Хаматовой вся эта критика сериала вряд ли помешает.
«Ольга»
Едва ли не главный телехит сезона — сериал-бенефис выдающейся актрисы Яны Трояновой, которая, сделав себе имя в независимом кино, триумфально пришла на телевидение. Историю про многодетную маникюршу, у которой семь пятниц на неделе, уже сравнивали сначала с «Физруком», а потом с «Грейс в огне». Прежде всего перед нами — абсолютно состоявшийся сюжет, лишь набравший обороты к концу сезона.
Фокус в том, что помимо гениально солирующей Трояновой действие здесь двигается благодаря всем без исключения второстепенным героям, которые чудо как хороши.
Наши симпатии — на стороне папы героини, школьного физрука по профессии.
«Салам Масква»
Путь к зрителю у сериала Павла Бардина про двух полицейских, бытовую ксенофобию и этническую преступность был долгим. Первые серии «Салам Масква» были показаны еще на омском фестивале «Движение» в 2013-м, там же Бардин и его соавтор Мария Сапрыкина получили приз за сценарий.
А вот телепремьера сериала постоянно откладывалась — и в итоге Первый канал показал его не в эфире, а на собственном платном киносервисе kino.1tv.ru.
Решение понятное и в чем-то оправданное: показывать, как немного похожий на героя балабановского «Брата» полицейский строит (в прямом смысле) таджиков-дворников и матерно ругается, — не совсем то, чего ждут от первой кнопки отечественного телевидения в 2016 году. Впрочем, кто хотел, «Салам Москва» посмотрел, и фильм зрителям даже понравился. Ну а киносервис Первого провел первую полноценную премьеру собственного контента — обычно он показывает только то, что уже выходило в эфире.