Злополучным рейсом, причины крушения которого еще предстоит выяснить, летели участники коллектива — они должны были дать новогодний концерт для российских бойцов, дислоцированных на авиабазе в сирийской Латакии.
В основном летели хористы — лишь часть музыкантов села на тот же рейс, остальные должны были прилететь позже.
Один из солистов ансамбля — Вадим Ананьев не сел на рейс только потому, что накануне у него родился сын и артист остался помогать жене.
Как несложно догадаться, музыканты не первый раз выполняли такое задание. Будучи военнослужащими, хористы, танцоры и музыканты побывали везде, где служили те их коллеги, которые вместо папок и инструментов носят оружие: в Афганистане, Чечне, Таджикистане и Югославии. Однако ни одна из этих командировок не заканчивалась так ужасно. О тихом героизме этих артистов никогда не говорили громко и с пафосом —
а они выступали подчас почти что в чистом поле, без нужных хору акустики и аппаратуры.
Без страха и недовольства выполняли приказ по подъему боевого духа наших солдат.
Ровно так же, как они это делали во время Великой Отечественной войны; позже их бесстрашные командировки на линию фронта, где они в буквальном смысле в перерывах между боями умудрялись выходить петь и танцевать почти что под фашистскими пулями и снарядами, войдут в легенду.
Ансамбль создал в 1928 году Александр Александров — композитор, профессор Московской консерватории, широкой публике известный как автор музыки к знаменитой «Священной войне».
Именно ее ансамбль исполнил на Белорусском вокзале для отправлявшихся на фронт частей 26 июля 1941 года. Ее музыканты собирались исполнять и на своем концерте на авиабазе.
Краснознаменный ансамбль имени Александрова — одна из важных частей советского наследия, легко и непринужденно переживший смену названия страны и эпох ее жизни. Переживший точно так же, как Большой театр и Кировский (ставший впоследствии опять Мариинским) балет — не меньшие сокровища отечественного искусства, позволявшего очаровывать русской культурой весь мир, несмотря ни на какие на идеологические разногласия.
Ансамбль Александрова в этом смысле был оружием посильнее бомбы — люди в советских, а потом в российских погонах неизменно срывали овации даже на самых недружественно настроенных территориях.
Из последних случаев особенно памятна история пятилетней давности с гастролями хора ансамбля в Варшаве, где радикально настроенные консерваторы требовали отмены гастролей идеологических бойцов, а либеральная молодежь в ответ на эти акции объединилась с ностальгирующими по польско-советской дружбе представителями старшего поколения и крутила пальцем у виска в адрес своих оппонентов.
Глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский в воскресенье назвал ансамбль Александрова «культурным десантом», пояснив, что этот десант — благой и безоружный. Слово «культурный» здесь, наверное, особенно важно: несмотря на мундиры, погоны и воплощенную на сцене имперскую мощь, это была самая открытая и позитивная структура Минобороны.
Открытая в первую очередь для диалога с куда более современными направлениями поп-культуры, чем хоровое пение и народный танец.
В послужном списке артистов есть такой эксперимент, как совместная с финской китч-группой «Ленинградские ковбои» программа Great Balalaika Show, в которой чинные военные солисты пели бок о бок с хельсинкскими панками, скакавшими по сцене с невообразимыми прическами. В начале 90-х финские хулиганы вместе с российскими военными объехали Европу с этой программой. Зато уже в наше время ансамбль отказался следовать примеру коллег из ансамбля Внутренних войск МВД, два года назад покоривших мир с кавер-версией Get Lucky — дискотечного хита от патриархов танцевальной музыки Daft Punk. «Мы считаем себя ансамблем высокой моды», — заявил после выхода ролика директор коллектива Леонид Малев.
Да что говорить — ансамбль Александрова и сам был поп-звездой покрупнее многих.
Ужас ситуации в том, что, по многочисленным признаниям ветеранов коллектива, на этом рейсе летела в основном молодая часть хора.