Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Спокойной ночи» от Юрия Норштейна

В Галерее на Солянке открылась выставка к юбилею Юрия Норштейна

В Галерее на Солянке открылась выставка к юбилею Юрия Норштейна, всемирно известного художника-мультипликатора. Главным экспонатом выставки стали не знаменитые «Сказка сказок» или «Ежик в тумане», а куда менее известное, но не менее талантливое произведение — заставка к программе «Спокойной ночи, малыши!».

Рыжая девочка, заштопанный медведь, заяц с карманными часами и большими, будто человеческими зубами пьют чай, спешат к кукольному театру к началу вечернего представления, разъезжаются по домам на игрушечном паровозе. Девочка, укрыв всех своих плюшевых питомцев, погасив свечу и почесав голую ступню, прячется под одеялом. Так в 2000 году начиналась и заканчивалась передача «Спокойной ночи, малыши!». Заставка, созданная Юрием Норштейном на манер старинных русских сказок, таинственная и немного меланхоличная, продержалась на экранах совсем недолго, была снята и до настоящего времени хранилась в архивах режиссера.

Сегодня эта заставка стала главным экспонатом выставки «Каждый вечер перед сном» — нового проекта Галереи на Солянке, подготовленного к 75-летнему юбилею Юрия Норштейна, автора мультфильмов «Ежик в тумане», «Чебурашка» и «Сказка сказок». Художник работал над вступлением к легендарной детской телепередаче вручную в течение двух лет, уделяя огромное внимание деталям. В итоге получился 2,5-минутный мультипликационный ролик.

По словам организаторов выставки,

произведение не прижилось на телеэкранах, потому что было слишком необычным и медлительным для массового телевидения, мини-мультфильму недоставало оптимизма.

Детская программа предполагала наличие незамысловатого вступления, в то время как ролик Норштейна требовал от зрителя сосредоточенности, душевного труда и полного вовлечения в созданный художником мир.

Правда, в 2003 году на фестивале в Токио ведущие аниматоры и кинокритики внесли его в список 150 лучших анимационных фильмов всех времен.

На открытии выставки Юрий Норштейн лично провел гостей мимо эскизов на пленке, раскадровок, графических набросков персонажей и сцен, созданных им вместе с Валентином Ольшвангом — российским режиссером и соавтором Норштейна. Следуя за цепочкой монтажных и экспозиционных лент, процесс создания передачи «Спокойной ночи, малыши!» можно было проследить шаг за шагом.

«Работа была проделана огромная, — рассказал Норштейн. — Девочку из заставки мы собирали буквально по частям: из работ да Винчи, Серова, Морозова, абсолютно каждая деталь имела для нас значение. У девочки очень много ролей: она и ребенок, она и хозяйка, она мама, бабушка, она подруга и она Мадонна».

Генеральный продюсер Первого канала Константин Эрнст утверждает, что стал продюсером этой «крайней завершенной работы Норштейна»: «Юрий Борисович субъективен, обладает взрывным темпераментом, в общем, покладистым человеком его не назовешь. Но ему — можно. Он просто гений, и это все объясняет. А гению нужно либо помогать, либо не мешать, — рассказал ТАСС руководитель Первого канала. — Что, собственно, в этой нашей совместной работе я и делал. За что благодарен судьбе, «Спокойным ночам» и Юрию Борисовичу Норштейну».

Норштейн и Ольшванг не единственные герои выставки. Кураторы Галереи на Солянке попросили художников, вдохновленных творчеством режиссеров-мультипликаторов, показать,

как они чувствуют состояние между явью и сном, на самой границе засыпания, когда в монолог сознания начинает вмешиваться голос бессознательного, а комната меняется, готовая в любой момент стать таинственной пещерой, королевской гостиной или пустынным берегом.

Директор галереи Федор Павлов-Андреевич уверен, что рассказывать ребенку только добрые сказки и ждать, что он вырастет честным и порядочным гражданином, — значит заблуждаться. «В действительности дети ждут, что им расскажут совсем другие истории — те, к которым они на самом деле готовы», — говорит он.

В ближайшие два месяца подвальный этаж Галереи на Солянке станет местом, где детям будет дозволено все: играть со спичками, смотреть на полную луну и гулять в одиночку по темным улицам. Для того чтобы это стало возможным, художница Роза По отправилась в лес с томиком исландских сказок и принесла в галерею голые ветви, застывшие в круге лунного света, между которыми скользят крохотные птички. Что из этого настоящее, а что — игра света и тени на стене, вычислит только внимательный глаз ребенка. А из леса можно попасть прямиком в распахнутый рот огромного клоуна, созданного Иваном Разумовым. Испугаться его могут разве что взрослые, а отважные дети залезут внутрь и увидят, как на видео уже десятки смеющихся клоунов летят по бесконечной спирали и глотают маленьких бесстрашных гостей.

Новости и материалы
В России существенно вырос спрос на зоотовары
В России к концу 2024 года могут создать три разных 50-кубитных квантовых компьютера
В Госдуме рассказали, кому положен сокращенный рабочий день
Эксперты предрекли рекорд по продажам китайских машин в РФ в 2024 году
Обезьяны способны разрабатывать новые инструменты и технологии, выяснили ученые
В МИД РФ объяснили, почему Запад игнорирует сигналы Путина
На Украине опасаются, что ситуация с мобилизацией станет «непоправимой»
Суд передал активы совладельца «Югры» и связанных с ним компаний государству
Стало известно, кто прошел во второй тур выборов президента Румынии
Под Калугой сбили три беспилотника
На МКАД произошло дорожно-транспортное происшествие
Россиянам рассказали, в какие сферы выгодно инвестировать после победы Трампа
Ученые нашли потенциальное решение проблемы микропластика
Североамериканский журналист рассказал о характере травмы Капризова
Назван объем ожидаемого экспорта российского зерна
В Тульской области объявлена опасность атаки дронов
В Курской области предупредили об угрозе ракетного удара
В администрации Байдена пригрозили Израилю прекратить участие в консультациях по Ливану
Все новости