Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Разговоры беженцев в режиме ожидания

Брехтовские «Разговоры беженцев» фестиваля NET на Ленинградском вокзале

На Ленинградском вокзале показали «Разговоры беженцев» — спектакль фестиваля «NET: Новый европейский театр» по ранней и оказавшейся болезненно актуальной пьесе Бертольта Брехта.

Два человека появляются из ниоткуда. Пять минут назад вам под расписку выдали маленький передатчик с большими наушниками, чтобы вы слушали, как под Пятую симфонию Малера зачитывается своего рода аудиотрейлер — отрывки из пьесы, спектакль по которой вам предстоит увидеть. Затем начнет звучать текст пьесы, но видно по-прежнему никого не будет. Или это только кажется... Вот у новомодной урны с раздельным сбором два неприметных пассажира, чуть шевеля губами, сортируют мусор. Это Максим Фомин и Сергей Волков, или Калле и Циффель, или, как они обозначены у автора, Высокий и Коренастый. Дальше вы будете наблюдать за их перемещениями с балкона (как в театре), они будут вашими соседями в зале ожидания, вместе с вами будут прохаживаться мимо торговых точек и заходить в кафе. Единственное, чем они будут отличаться, — это некоей старорежимностью речи.

«Разговоры беженцев» Брехт написал, сам будучи беженцем.

Действие происходит в стране написания, Финляндии, на вокзале в Хельсинки, в роли которого в данном случае выступает вокзал Ленинградский. В роли артистов массовых сцен выступят ожидающие отправления пассажиры, а вот полицейские и охранники будут казаться кем-то вроде конвоя. От него герои уже избавлены, однако, судя по их разговорам, это самое уже им далось немалой кровью.

Впрочем, герои пьесы не жалуются на жизнь и не растравляют свои раны: упоминания о зверствующих эсэсовцах появляются у Брехта лишь для иллюстрации тех или иных тезисов о мироустройстве, которыми обмениваются собеседники. А они горьки, трезвы и остроумны — и касаются взаимоотношений государства и индивида, мужчины и женщины, человека и документа, нации и ее фю… то есть лидера, взаимоотношений государств слабых и нейтральных с сильными, амбициозными и хищными. Никакого «запаха прошлых лет», болезненная, пугающая актуальность каждого произносимого актерами брехтовского слова красноречиво подсвечивается их растворенностью во вполне современной вокзальной повседневности.

И казавшееся поначалу странным решение поставить совершенно разговорную пьесу в виде бродилки представляется уже единственно верным.

Верным хотя бы потому, что театр и среда начинают работать друг на друга, причем даже сильнее, чем в знаменитой городской бродилке Remote Moscow, которую привез в Москву и оставил на память немецкий театр Rimini Protokoll. Вот в зале ожидания, удивленные появлением толпы в наушниках, пьесой заинтересовались несколько солдат, ждущих поезда: они с улыбкой прислушиваются к тому, что тихо (чтобы не тревожить пассажиров) говорят друг другу Высокий и Коренастый. Высокий встает на кресло, чтобы на весь зал вдруг продекламировать стихотворение собственного сочинения, — и получает от защитников страны заслуженные аплодисменты. Вы проходите по центральному залу — рассматривая игрушки, герой артиста Волкова на пару секунд отходит от заданного текста, замечает, что вместо мирных лего там продаются сборные БТР и КПП.

Наконец, спускаясь на самый нижний этаж вокзала, воспринимаешь слова одного из героев про всеобщую милитаризацию совершенно по-другому, когда видишь по правую руку небольшой военторг с витриной, увешанной флагами ВДВ.

Чрезвычайно выигрышный, неустаревающий материал тем не менее особо не давался в руки российским режиссерам: о планах на эту пьесу несколько лет назад говорил только Талгат Баталов, нынешний номинант «Золотой маски» (со спектаклем «Пустота», сделанным в Твери). У режиссера Константина Учителя тем не менее получилось — как раз ценой помещения обыденно-философских бесед в совершенно реальные обстоятельства.

Разочарованы будут только те, кто захочет увидеть здесь отражение кризиса с сирийскими и ливийскими беженцами, который сейчас переживает Европа, — просто будущие брехтовские Высокие и Коренастые из арабских стран пока только переживают обстоятельства, о которых потом смогут рассказать друг другу. Ну а Россия может не только насладиться своевременностью текста, но и его актуальностью для себя, ведь наша страна, кажется, переживает ровно те же проблемы, какие были у Европы более полувека назад.

Новости и материалы
Песков рассказал о планах Путина на новогодние праздники
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Российская армия ведет бои за господствующие высоты на севере ДНР
США и Великобританию обвинили в нежелании договариваться с РФ
Названо место обнаружения самолета Ан-2, пропавшего в Камчатском крае
В Петербурге охранник больницы сломал пациенту ребра
Восемь украинских беспилотников сбили над Ростовской областью
В Москве задержали студента по подозрению в вербовке сторонников террористов
В Минтрансе РФ сообщили о планах реконструировать 56 аэродромов
На Западе оценили последствия ударов ВСУ по городам России
Все новости