Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Разговоры беженцев» и другие признаки театральной Европы

В Москве открывается фестиваль «NET — Новый европейский театр»

В Москве открывается «NET — Новый европейский театр». Почти половина спектаклей в программе 18-го по счету фестиваля — российского производства. Но это не так уж и плохо: оставшись без господдержки, NET смог увидеть в том числе и российский театр как часть европейского культурного пространства.

При составлении программы фестиваля его кураторы, критики Марина Давыдова и Роман Должанский, не первый год испытывают нехватку возможностей: NET поддерживает только Фонд Михаила Прохорова, денег Министерства культуры у NET больше нет. Однако на его афишу нынешнего года вместе с этим печальным обстоятельством повлияло и другое, более оптимистичное — в России появилось много нового, интересного, поискового театра. В афише — разные форматы, от иммерсивного (то есть вовлекающего зрителя в действие) шоу до спектакля-бродилки. Кроме них в афише одна выставка, открывающая для российской публики имя немецкого художника Кристофа Шлингензифа, и несколько мастер-классов, в том числе звезды contemporary dance, израильтянки Ясмин Годдер. В офф-программе — казахский проект «Медея. Материал» молодого режиссера и продюсера Рустема Бегенова. Нынешний NET как будто утверждает, что теперь театр живет в одном поле, в ситуации большого диалога и обмена идеями, а паспорт, как и прописка, принципиального значения не имеют. Парадоксальная в эпоху неоконсерватизма мысль на самом деле отражает реальное положение дел: русское конвертируется. «Газета.Ru» выбрала из программы NET те события, на которые корреспонденты намерены отправиться сами.

«Карина и Дрон» (Творческая лаборатория «Угол», Казань)

Первая постановка режиссера-минималиста Дмитрия Волкострелова за пределами столиц была сделана в Казани. Здесь усилиями молодого продюсера Инны Ярковой и ее команды открылось пространство «Угол» — настоящий угол в бывшем фабричном здании, где начинающие художники работают с новыми текстами и формами и куда приходит не испорченная театром аудитория. Волкострелов вместе с актрисой Аленой Старостиной сначала провели кастинг среди казанской молодежи, а потом и сам спектакль по пьесе Павла Пряжко «Карина и Дрон». Герои пьесы белорусского драматурга Павла Пряжко, старшеклассники 15 лет, разговаривают друг с другом через гаджеты и живьем, разбираются в путаных отношениях, ездят из одной точки города в другую и заставляют зрителя прислушиваться к гулу времени, который еле заметно, но вполне определенно сопровождает нашу жизнь. Поставленные на постаменты в отдалении друг от друга, герои «Карины и Дрона» инсталлированы в музейное пространство — мы смотрим на них как на диковинные, но при этом сверхобыденные экспонаты, пришедшие на сцену прямо с улицы.

«Gala» (Компания Жерома Беля; совместный проект фестиваля NET, Театра наций и Французского института в России)

Уникальная возможность увидеть сочинение французского хореографа Жерома Беля — концептуалиста, работающего над эмансипацией зрителя и низвержением роли художника как бога-демиурга. В его постановках участвуют любители — как The Show must go on, а также люди с особенностями развития — как в Disabled Theater. Для спектаклей Беля есть термин non-dance, то есть отказ от «хорошо сделанного» танца в пользу перформанса. «Gala» и в самом деле представляет собой гала-концерт — коллективное шоу с участием непрофессионалов, в котором физическое несовершенство тел не только не скрывается, но является объектом восхищения художника.

«Climax» (Компания Ясмин Годдер, Тель-Авив)

Работа Ясмин Годдер, выпускницы школы мастера contemporary dance Марты Грэм, знакомит с новым именем современного израильского танца (хотя воспитывалась Годдер в Нью-Йорке). Изначально сделанный для выставочного пространства, «Climax» является одновременно исследованием специально разработанного языка движения и голоса. И шире — амбивалентности положения современного человека внутри маленьких сообществ и большого мира, которое оборачивается то покоем, то тревогой, так хорошо знакомой жителям Израиля.

«Разговоры беженцев» (Летний фестиваль искусств «Точка доступа», Санкт-Петербург)

Счастливая идея сделать променад-спектакль на Финляндском вокзале в Петербурге принадлежала Константину Учителю, педагогу Театральной академии и великому умельцу фантазировать на любую увлекательную тему. Спектакль (а его можно играть на любом вокзале) номинировали на «Золотую маску» в категории «эксперимент». Но еще до «Маски» можно прогуляться с двумя героями брехтовской пьесы, Циффелем и Калле, которых играют два отличных питерских артиста — Сергей Волков и Максим Фомин. «Беженцы» с микрофонами-петличками мимикрируют под обычных пассажиров, растворяясь в толпе и снова материализуясь, как в фильмах про шпионов. А зритель будет следить (предварительно выбрав, как именно) за двумя живыми людьми, перемещаясь по кафе, вокзальным перронам и закоулкам, невольно примеряя на себя личину невидимок в штатском.

«Дыхание» (Театр наций)

Свежая премьера театра — камерный и очень чисто сделанный спектакль Марата Гацалова, экс-главного режиссера Новой сцены Александринки. После трехгодичной и очень насыщенной работы в Петербурге сделал версию пьесы британца Дункана Макмиллана, известной по спектаклю Кэти Митчелл в «Шаубюне» (его, кстати, тоже показывали в рамках фестиваля NET). Стерильная, подчеркнуто лаконичная история двух одиночеств — мужчины и женщины, благополучно пребывающих в состоянии «отношений», которые на самом деле друг от друга далеки, как видеоизображение — от реального человека. Две хорошие актерские работы, Романа Шаляпина и Людмилы Трошиной из новосибирского «Глобуса», концептуальное и очень красивое пространство художницы Ксении Перетрухиной, звукосреда композитора Сергея Невского, точная работа с физикой тела хореографа Татьяны Гордеевой — в этом «Дыхании» есть все признаки «европейского театра», что бы это ни значило.

«Золотой осел. Разомкнутое пространство работы» (Электротеатр «Станиславский»)

Пятидневный проект Бориса Юхананова, худрука Электротеатра «Станиславский», прописан в Москве — но, будучи включенным в афишу фестиваля NET, он невольно становится зрелищем уникальным. Так оно и есть: именно увидев всю картину целиком, зритель «Золотого осла» обнаруживает силу нового формата, смысл которого — в принципиальной незавершенности и открытости. Сложенные нелинейным образом по сюжетам романа Апулея части-модули сочинены очень разными режиссерами-учениками Юхананова и комментируются им самим тут же, в присутствии публики. Эти комментарии (выраженные иногда в мягком, иногда — в брутальном ключе, но всегда — максимально развернуто к общекультурному контексту) во многом являются подарком зрителю. Хоть неофиту, хоть профессионалу — обоим таким образом открывается возможность широкого, великолепно оснащенного ликбеза.

«Медея. Материал» (Творческое объединение ORTA совместно с Гете-Институтом Казахстана, при участии Казахской национальной консерватории имени Курмангазы)

Решенный по рецептам «ландшафтного музыкального театра», этот проект Рустема Бегенова — попытка перекинуть мост между универсальным и уникальным, глобалистским и локальным, техногенным и наивным. Соединив тексты немца Хайнера Мюллера и казаха Олжаса Сулейменова, девушек из модельного агентства и музыку современного казахского композитора Санжара Байтерекова, русский и казахский языки, режиссер выскочил из гетто профессионального театра. Идея «Медеи» заключена в застревании сегодняшнего человека между разными культурами и временами — сегодня о мультикультурализме говорить больше не приходится, и двуязычный спектакль не о том, что все друг друга понимают. У Бегенова все в первый раз: и московский показ в рамках офф-программы NET, и создание нового казахского театрального центра; к этому режиссеру нужно присмотреться.

Выставка «Стена Кристофа Шлингензифа: между реальностью и воображением»
(куратор Маргарита Осепян. Государственная галерея на Солянке)

Сокровище программы нынешнего фестиваля — организованная при поддержке Гете-Института московская выставка немецкого художника, режиссера, акциониста Кристофа Шлингензифа, умершего в 2010 году в неполные 50 лет. Шлингензиф известен своими акциями, взрывавшими общественное пространство и становившимися причиной репрессий в адрес художника: так, после одного из уличных перформансов с участием безработных ему был запрещен вход в берлинский универмаг KDW. В конце 1990-х он создал мифическую политическую партию «Шанс-2000» и участвовал в выборах (эта затея обрела новое обличье уже в 2000-е, когда эстонский театр NO99 придумал партию «Единая Эстония» и баллотировался с ней в Рийгикогу, то есть в парламент этой страны). Словом, Шлингензиф — фигура острая, политически заряженная, радикальная и беспощадная к самому себе. На выставке, которая является частью цикла «Стены перформанса» галереи на Солянке, покажут видео из его перформансов и спектаклей, фрагменты интервью с художником и фотографии.£

Новости и материалы
Войска группировки «Запад» ликвидировали 440 солдат ВСУ в зоне СВО
Названа причина стрельбы по людям в Саратовской области
Средства ПВО сбили беспилотник ВСУ над российским регионом
В Кремле назвали теорией заговоров рассуждения о сотрудничестве Байдена и Трампа
Правительство расширило границы ТОР на Камчатке и в Приморье
Космонавты с орбиты поздравили с Днем матери
Дзюба призвал не лицемерить
В Госдуме анонсировали увеличение материнского капитала
Группа«Комбинация» воссоединилась, чтобы выступить на корпоративе за 5 млн рублей
В запорожском селе Белогорье начались бои
Россиянам объяснили, когда нужно промывать мотор в авто
Российские войска ударили по аэродромам ВСУ, производству и складам БПЛА
Появились кадры с Путиным сразу после заявления об испытаниях «Орешника»
Россиянина обвинили в истязании 11-летней падчерицы
Капитан «Локомотива» рассказал, как правильно отреагировать на разгром от «Спартака»
В Кремле высказались о продолжении Трампом политики Байдена
Московскую квартиру Софии Ротару сняли с продажи
«Хезболла» атаковала базу израильских ВМС в Ашдоде
Все новости