Бен (Вигго Мортенсен), его жена и их многочисленные дети живут в лесу. Они охотятся на диких зверей, читают Достоевского и Набокова, а вместо Рождества отмечают день рождения философа Ноама Хомского. Это не конец света, просто когда-то Бен решил обезопасить детей от влияния корпораций, компьютеров, гамбургеров и прочих вредных вещей, воспитав их в платоновском духе в качестве потенциальных властителей нового мира. До поры, несмотря на неудобные вопросы, замысел удается, но однажды умирает мать семейства, и Бену с детьми приходится залезть в автобус и отправиться прямо в логово врага.
Киноманам со стажем постер «Капитана Фантастика» обязательно что-то напомнит: желтоватый фон, семья, автобус… Все верно, ровно 10 лет назад на экраны вышла «Маленькая мисс Счастье» — инди-хит, дослужившийся до двух «Оскаров» и четырех номинаций, включая лучший фильм. «Капитану» до подобного успеха еще далеко, однако кое-что у него уже есть — одобрение критиков в Сандэнсе и приз за режиссуру в каннском «Особом взгляде».
Прогнозировать тут что-то сложно, но локальный культовый статус и зрительская любовь к фильму уже, скорее всего, обеспечены, хотя так сразу и не скажешь почему.
Второй режиссерский фильм актера Мэтта Росса эксплуатирует стандартный сюжет про выход в большой мир из изоляции. Да, здесь он немного раздут и перевернут с ног на голову, да, добавлено несколько контрапунктов вроде отношений Бена с женой и еще пары побочных линий, но общая коллизия понятна и даже предсказуема. Разумеется, такое «маленькое милое кино» любят (или ненавидят) не за интригу, а за внутреннюю теплоту и уют, которые они транслируют, и с этим у «Капитана» все в полном порядке. Дети — это вообще всегда страшно мило, а дети и вечный Арагорн, бородатый Мортенсен — мило с гарантией. Отдельный комфорт дарит и жанр роуд-муви: один только вид едущего по пустынной трассе между штатами дарит особый медитативный комфорт.
За всем этим легко не заметить, что Росс вносит в эту понятную и привычную задушевную схему одно принципиальное изменение.
Вместо того чтобы максимально дистанцироваться от актуальной повестки дня, режиссер заставляет героев своей сказки вступить с узнаваемой действительностью в тесный контакт. По сути, «Капитан Фантастик» — редкий фильм, всерьез пытающийся осмыслить судьбу первого постхиппистского поколения. Его взрослые герои, потенциальные избиратели — дети «детей цветов», впитавшие и развившие их идеи, превратившие их левацкую утопию в реальность. Тем логичнее, кстати, что патриарха семейства играет нестареющий Арагорн-Мортенсен. Всё это делает «Капитана» лучше, тоньше и попросту гораздо интересней большей части независимого кино, необходимого для того, чтобы разбавить супергеройские блокбастеры, к которым в шутку апеллирует название фильма.
Поучительная сказка про взросление нескольких башковитых, но лишенных опыта реальной жизни подростков превращается в произведение с куда более масштабными задачами.
Именно поэтому, кажется, ручная камера чуть более нервно всматривается в лица впервые встретившихся за ужином родственников из разных миров. И совершенно точно поэтому некоторые критики уже поспешили упрекнуть Росса в невнятности высказывания. Столкновение респектабельных капиталистов и лесных леваков действительно не приводит к однозначному результату, как не найти его и в реальном споре идеологий. Да и кино — это все-таки не революционная агитка, а попытка прожить, пережить, примирить, если уж не объяснить существующие противоречия. Выход, который предлагает «Капитан», выглядит банально, но нисколько не наивно. Ну да, никакая идея не может быть дороже человека, а последняя воля умершего превыше любой философии. Звучит действительно не слишком оригинально, но вряд ли кто-то скажет, что в жизни — хоть Вигго Мортенсена, хоть Ноама Хомского — это устроено как-то по-другому.