Старые франшизы, уже не раз доказавшие свою успешность на деле и принесшие своим продюсерам кучу денег, вряд ли когда-либо окончательно исчезнут из кинотеатров. Это у Джорджа Лукаса получалось зарабатывать исключительно на сувенирах к своим «Звездным войнам», да и то он не удержался от съемок так называемой новой трилогии. Остальным приходится обходиться фильмами. Как, например, создателям серии боевиков о тренированном убийце и бывшем агенте ЦРУ Джейсоне Борне.
Фильм «Джейсон Борн» стартовал в прокате США с первого места и заработал за уикенд с 29 по 31 июля $60 млн.
Это пятая часть шпионской франшизы, основанной на серии романов Роберта Ладлэма (и продолженной после его смерти в 2001 году Эриком Ван Ластбадером). Впервые на большом экране он появился в 2002 году в картине Дага Лаймана «Идентификация Борна» (снятая в 1988-м «Тайна личности Борна» с Ричардом Чемберленом была предназначена для телевидения). «Идентификация» показала себя очень неплохо — при 60-миллионном бюджете сборы составили $214 млн, эксперимент был признан успешным, и последовали два сиквела, поставленные уже Полом Гринграссом — «Превосходство Борна» ($288 млн в 2004-м) и «Ультиматум Борна» ($443 млн в 2007-м). Но затем вдруг от работы над франшизой отказался исполнитель главной роли Мэтт Дэймон, который и до старта эпопеи с Борном был весьма известным актером, ну а к выходу третьего фильма стал признанной звездой и недостатка в интересных проектах не испытывал.
Впрочем, прекращать борниану никто не стал, в 2012 году вышел спин-офф «Эволюция Борна» с другим агентом в главной роли (его сыграл Джереми Реннер).
Фильм, правда, вызвал шквал критики и получил не очень высокие сборы — $276 млн, притом что бюджет уже составлял $125 млн. Ну а потом и Дэймон, видимо, уставший от высокобюджетной фантастики (он подряд снялся в «Элизиуме» у Нила Бломкампа, в «Интерстелларе» у Кристофера Нолана и в «Марсианине» у Ридли Скотта), решил вернуться к привычному герою и боевикам, и Пол Гринграсс не отказался стать режиссером нового выпуска. Возвращение получилось, конечно, не самым триумфальным («свежесть» на Rotten Tomatoes — 56%, как у «Эволюции»), но по кассовый выручке, судя по всему, вплотную приблизится к «Ультиматуму». Во всем мире «Джейсон Борн» уже заработал $110 млн, так что свой 120-миллионный бюджет он в любом случае отобьет. В России фильм появится 1 сентября.
Еще одна франшиза — «Звездный путь» — никогда не могла похвастаться кассовыми успехами ($1,55 млрд с 13 фильмов, большая часть которых заработана в США).
Особняком стоят два фильма Джей Джея Абрамса — «Звездный путь» (сборы — $386 млн в 2009-м) и «Стартрек: Возмездие» ($467 млн в 2013-м), да и то если не учитывать расходы на рекламу. Судя по всему, снимались полнометражные фильмы по большей части как подарок многочисленным фанатам не менее многочисленных сериалов, и отказываться от их производства в Paramount не собираются — возможно, в надежде, что однажды они все-таки выстрелят. С третьим фильмом серии, начатой Абрамсом, надежды пока не оправдались. «Стартрек: Бесконечность» заработал за две недели проката всего $160,5 млн (при бюджете в 185 млн), из которых на прошедший уикенд в США пришлось $24 млн. Рассчитывать на долгий прокат в данном случае нельзя — Джейсон Борн не позволит, да и выход на следующей неделе «Отряда самоубийц» из Расширенной вселенной DC вряд ли будет этому способствовать.
У комедии «Очень плохие мамочки» проблем с большими бюджетами нет.
Производство картины о домохозяйках, которые тоже не прочь отдохнуть от повседневных забот, обошлось всего в $20 млн, а за стартовый уикенд в американских кинотеатрах фильм заработал $23,4 млн. То есть к концу проката картина с Милой Кунис и Кристен Белл может собрать примерно 60 млн, а ведь есть еще и международный прокат. Но в России, например, «Очень плохие мамочки» выйдут только 1 сентября — одновременно с Борном.
Оставшиеся места в бокс-офисе США без особых проблем взяли себе релизы прошлых недель. Четвертое место — у мультфильма «Тайная жизнь домашних животных», заработавшего $18,2 млн (общемировые сборы — $395,1 млн). А пятой стал малобюджетный фильм ужасов от продюсерской команды Джеймса Вана «И гаснет свет...» с $10,8 млн. Эта картина уже заработала право на сиквел (выручка — $63,6 млн при 5-миллионном бюджете), и продюсеры не подвели — они уже объявили о намерении снять продолжение истории о возвращении детских страхов к взрослым и рассудительным людям.