В Институте «Стрелка» собираются обсуждать будущее Московской биеннале современного искусства. Очень туманное, следует доложить, будущее. Пока что понятны только два факта. Бессменный комиссар биеннале Иосиф Бакштейн сложил свои полномочия. Оказывается, он возглавлял с 2005 года негосударственный художественный фонд, который был владельцем бренда «Московская биеннале современного искусства» и был учрежден частными лицами, получал деньги от Минкульта. Теперь образован новый фонд, которому уходящий на покой Иосиф Маркович Бакштейн благородно передал любовно взлелеянный им «бренд». Почему это все так странно устроено — лучше и не спрашивать. Так у нас вся страна устроена. Главное, что биеннальная машинка работала без особых сбоев, отчего никто особо и не интересовался, как она внутри устроена.
Иосиф Бакштейн был непревзойденным мастером кулуарной игры, он каждый раз предъявлял миру продукт готовый, хотя, может быть, и не совершенный. Об уровне стратегического мышления новых владельцев бренда говорит сам факт такого брифинга, где нам объявили только о намерениях коммуницировать с Минкультом и спонсорами. Особое изумление вызвал распространенный по социальным сетям список предполагаемых (?!) членов Экспертного совета биеннале. Судя по всему, многие серьезные люди из списка еще не дали своего согласия. Непонятно, зачем было так торопиться?
Теперь, скорее всего, многие из художественных ВИПов сочтут за лучшее от сотрудничества тактично воздержаться. Именно так уже поступила Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина.
Но все же есть надежда, что все срастется и мы получим то, что нам нужно, — посетим очередную Московскую биеннале. Юлия Музыкантская, занявшая пост президента биеннале, принадлежит к влиятельному московскому семейству лужковского периода. Массмедиа определяют ее как «самую деловую светскую львицу» — она успела поработать в различных частных и государственных учреждениях культуры, выросла до статуса советника министра культуры Владимира Мединского. То есть
надежда на получение господдержки совсем не нулевая, хотя к этому самому современному искусству наш министр относится весьма негативно, а порой даже агрессивно.
И далее — заявленные в качестве соучредителей фонда успешные галеристы Дмитрий Ханкин и Наталья Ахмерова опыта осуществления больших проектов не имеют. Однако можно надеяться, что они окажутся более успешными в фандрайзинге. К этому делу обладающий массой неоспоримых достоинств Иосиф Бакштейн не имел особой наклонности; доля спонсорского участия на проводившихся под его комиссариатом биеннале, увы, была весьма незначительной.
Уже известно, что Экспертный совет возглавит ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, комиссар павильона России на Венецианской биеннале Семен Михайловский. Кажется, прокол с предъявлением еще не согласованного списка экспертов лежит именно на нем. Его, конечно, можно простить, он человек академический, но
несколько смущает тот факт, что в этом списке нет ни одного иностранца.
В таком выборе, кажется, можно видеть некий поворот — Иосиф Бакштейн последовательно старался привлекать именно зарубежных специалистов, настаивая на международном характере проекта в целом.
И, наконец, пора вставить последний элемент в складывающийся пазл. Валентин Дьяконов из «Коммерсанта» огласил некую инсайдерскую информацию о том, что активно обсуждается кандидатура Екатерины Кибовской на роль куратора биеннале. Она участвовала в преобразовании сумрачного Парка Горького в хипстерский рай. В этом году была куратором Молодежной биеннале, к основному проекту которой можно выдвинуть только одну претензию. Слишком уж все заумно.
То есть если все сойдется, то на предстоящей биеннале все будет тихо и уютно — зрители будут пытаться преодолеть загораживающие проход инсталляции и дремать перед занудным видео.
Начиналось наше биеннальное движение с международного симпозиума «Большой проект для России» и твердого намерения вписаться в мировой контекст. Мечталось, что Москва станет новой Венецией. И дело пошло на лад — Венецией Москва не стала, но выросла до уровня Кванжу или Йоханнесбурга, где также проводятся важные биеннале.
Москва стала одной из точек, куда залетает пул самых-самых важных интернациональных критиков, кураторов и музейщиков.
В качестве специальных гостей биеннале в Москву привозили настоящих звезд мирового современного искусства.
То есть биеннале создавала целый поток «информационных поводов», на которые реагировала и «широкая пресса», обычно равнодушная к событиям в области современного искусства, и западные специализированные издания, которых обычно не очень интересуют события в этой далекой и холодной Москве.
Но потом все пошло на спад, все былое биеннальное великолепие в прошлом году скукожилось до Главного павильона на ВДНХ. А там происходило нечто, что и выставкой никак назвать нельзя — череда лекций, воркшопов, конференций и так далее. Вот так и закончилась великая эпоха, события которой мы считали такими обыденными. А что будет дальше — совершенно неясно.