После того как звезды прошли по красной дорожке и все отдышались от первого прохода Федора Бондарчука с Паулиной Андреевой, на сцену поднялся ведущий церемонии Дмитрий Дюжев, сменивший на этом посту открывавшую фестиваль Ренату Литвинову. Артист обстоятельно рассказал о том, как побоялся идти в свое время в жюри, памятуя о неприятном опыте своего учителя Владимира Хотиненко. Потом на сцену поднялись члены жюри во главе с Николаем Лебедевым, но без Сергея Шакурова, который сегодня улетел на спектакль. Когда необходимые славословия были закончены, победителей объявили Анна Чиповская, Игорь Верник, Владимир Мединский и другие звезды.
«Зоология»
Приз за лучшую женскую роль, Приз Гильдии киноведов и кинокритиков
В своем втором фильме автор «Класса коррекции» Иван И. Твердовский совместил сразу два мировых фестивальных тренда. Несколько лет назад в контексте Канн и Венеции говорили о том, что популярность набирает кино, исследующее геронтофилию и смежные с ней области сексуальных отношений. В картине про работницу зоопарка, у которой вырос длинный белесый хвост, и ее роман с молодым рентгенологом режиссер добавил и без того неоднозначной теме возрастного мезальянса зоофилические коннотации. Как итог эта провокация вызвала самые жаркие споры. Критики и кинопрофессионалы признавались фильму в любви и грозились предать его анафеме, наращивая уровень интереса к картине, которая за пределами этого аспекта имеет крайне скромные художественные достоинства. Однако жюри и Гильдию киноведов не смутила десять лет как устаревшая техника съемки и неумелый гротеск: грубая лобовая провокация по-прежнему работает даже с искушенной публикой. Что же до приза исполнительнице главной роли Наталье Павленковой, то здесь претензий нет — ее работа действительно была на фестивале лучшей.
«Огни большой деревни»
Приз им. Григория Горина за лучший сценарий, Диплом жюри «За лучшее кино о кино»
По-хорошему хулигански придуманное кино, загубленное слабой постановкой, вполне вероятно действительно заслуживает приза за сценарий. Другое дело, что для того, чтобы увидеть его достоинства, придется продраться через отчаянно лезущего на первый план Дмитрия Дюжева (в роли самого себя). К сожалению, забавному сюжету о подростках, пытающихся поднять кинопром в родном населенном пункте, не хватает мастерства и лихости, которые могли бы заставить зрителей его полюбить.
«Разбуди меня»
Диплом им. Микаэла Таривердиева за музыкальное решение фильма
Написанный режиссером «Обратного движения» Андреем Стемпковским и снятый дебютантом Гийомом Проценко нуар о ясновидящей сотруднице таможни аэропорта Шереметьево — один из самых эстетически цельных фильмов конкурсной программы. Не слишком амбициозная картина с отличными актерскими работами Ирины Вербицкой и Кирилла Пирогова легко могла бы превратиться в настоящий блокбастер — вопрос бюджета. Что же до музыкального оформления, то звуковая дорожка, созданная Игорем Вдовиным и Джорджо Джампа, действительно выдающий пример атмосферного музыкального сопровождения, полноценно дополняющего происходящее на экране.
«Коллектор»
Приз за лучшую мужскую роль
Про эту картину «Газета.Ru» уже писала, и исход приза за лучшую мужскую роль казался предрешенным. Константин Хабенский в роли изобретательного выбивателя долгов, попавшего в переплет, выдал свою лучшую актерскую работу за годы, настоящий бенефис. И неслучайно картина в рамках фестиваля получила прокатчика и дату выхода — 6 октября нынешнего года.
«Чужая работа»
Лучший дебют, Диплом Гильдии кинокритиков
Первая полнометражная работа ученика Марины Разбежкиной Дениса Шабаева — одна из двух документальных работ в основном конкурсе и один из безусловных фаворитов фестиваля. Трудоемкая и сильная вещь, история двух лет жизни гастарбайтера Фарруха, получила свои призы, к счастью, не за актуальность темы, а за чисто художественные достоинства. Вручая приз, министр культуры России Владимир Мединский заявил, что именно эту награду считает главной, поскольку именно сегодняшние дебютанты определяют будущее российского кинематографа.
«Ученик»
Приз за лучшую режиссуру
Фильм Кирилла Серебренникова — самая продолжительная картина фестиваля и своего рода асфальтовый каток для остальной программы. Размашистое и лихое высказывание, которому можно предъявить разве что слишком дословный перенос на экран по сравнению с одноименным спектаклем «Гоголь-центра». Однако это неожиданно легкое и остроумное по сравнению с предыдущими фильмами Серебренникова кино о том, как современным россиянам не хватает внутреннего фундамента и здравого смысла. И о том, во что может превратиться любая здравая идея в руках фанатика.
«Хороший мальчик»
Гран-при
Что до Гран-при, то с ним все было более или менее понятно уже на середине фестивальной дистанции. Комедия взросления за авторством Оксаны Карас — самый легкий и попросту приятный фильм фестиваля, который, разумеется, не мог не покорить сердце председателя жюри Николая Лебедева, автора зрительских хитов «Экипаж» и «Легенда №17».