1982 год. Андропова (Сергей Барковский) вроде бы готовят в генеральные секретари, на место Брежнева — его снимают с поста председателя КГБ и назначают секретарем ЦК КПСС. Вот только задумка у Брежнева (Валентин Смирнитский) совсем другая. Он действительно начинает операцию «Преемник», но главную роль в ней будет играть его старинный друг, Щербицкий, с Украины. А КГБ возглавил еще один выходец с Украины — Федорчук, и у Андропова, кажется, все шансы затеряться в текучке и остаться лишь «еще одним секретарем».
В подмосковном районе убит подросток из тех, которых называют трудными и с которыми регулярно беседуют в милиции.
Вот только незадолго до смерти мальчик рассказал участковому, лейтенанту Кириллу Нестерову (Кирилл Запорожский), что в украденной с одной из дач сумке он нашел картины. Правда, хозяин дачи — замначальника УБХСС Королев (Юрий Ицков) — заявил, что никаких полотен он никогда не видел, но Кирилл уверен, что подростка убили именно из-за этой кражи. И он едет в пушкинский музей к искусствоведу Рите (Карина Разумовская), чтобы понять, насколько ценным было украденное.
Каких-то сенсаций от сериала «Петля Нестерова», который начал показывать Первый канал, ждать не приходится. Из курса новейшей истории известно, что в конце 1982 года Андропов займет пост генсека и начнет борьбу с тунеядством, победит своего давнего оппонента, министра МВД Щелокова (в сериале его играет Василий Бочкарев), да так, что тот покончит с собой, лишенный наград и званий.
Ну а затем Андропов станет вторым руководителем СССР, скончавшимся за неполные два года.
Этот период советской истории кинематографисты уже изучали и примерно по тому же принципу, что и в «Петле Нестерова». В 1992-м вышел фильм Юрия Мороза «Черный квадрат» по романам Фридриха Незнанского, в котором молодой следователь (в исполнении Дмитрия Харатьяна) распутывает рядовое убийство, следы которого ведут в верхние эшелоны власти. Но «Черный квадрат» был все же «перестроечным кино», которое рубило правду-матку словно в последний раз, и сейчас ценность этой картины — несмотря на игру Виталия Соломина и Елены Яковлевой — можно подвергнуть сомнению.
«Петлю Нестерова», впрочем, тоже можно посчитать «перестроечным» фильмом — правда, того запала, с каким снимались разоблачительные фильмы конца 80-х, в нем нет.
Зрители уже идеологически подкованы прошедшими за четверть века изменениями, и им не нужно объяснять, как все было плохо совсем недавно. Но удержаться от этого сложно — и главный герой сериала, подобно персонажам книг Юрия Полякова, ерничает над моральным обликом советского милиционера. Смотрится это несколько чужеродно — как и вообще вся линия участкового Нестерова.
Зато на ее фоне очень выигрышно выглядят интриги на вершине политического олимпа того времени. Конечно, режиссер Илья Казанков (показавший на ММКФ в 2011-м фильм «Игры детей взрослого возраста») и сценарист Александр Другов (сериал «Котовский») все же не удержались и рассказали пару давно известных анекдотов. Но, к сожалению, в вольной трактовке, которая свела комизм ситуации на нет: например, Брежнев, проработавший с Андроповым много лет, вдруг решил поинтересоваться, курит ли его давний товарищ по Политбюро.
Разумеется, Андропов не курит.
Один из главных символов политического преследования инакомыслящих в позднем СССР выглядит в «Петле Нестерова» чрезвычайно чистенько. Он не только не подвержен пагубным привычкам, но и всей душой болеет за страну, пытается сделать хоть что-то, чтобы переломить ситуацию и предотвратить тот кризис, который буквально через десяток лет развалит Советский Союз. За это его и не любят — и главным обвинением в его адрес становится расхожая фраза «Сам не живет и другим не дает», которую обиженным тоном повторяют и Брежнев, и Щелоков. Выходит образ эдакого рыцаря — с горячим сердцем, чистыми руками и холодной головой. В полном соответствии с заветами Дзержинского.
Его оппоненты, впрочем, тоже не совсем уж чудовища.
Тот же Щелоков когда-то предлагал напечатать «Раковый корпус» Солженицына и разрешить писателю получить Нобелевскую премию. Он же, кстати, поддерживал Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую — но так и не смог помочь ни им, ни Солженицыну. Да и для Брежнева важнее всего выстроенная им за много лет стабильность, которую благодарные потомки назовут застоем. И он предлагает Андропову, который приносит ему компромат на Щелокова, «не раскачивать лодку» — не поясняя, впрочем, что вкладывает в это понятие. То ли дозволение руководству УБХСС и дальше красть дорогие картины известных художников, то ли разрешение на убийство подвернувшихся под руку мальчуганов. А может, и то и другое вместе.