В Берлине прошла 28-я церемония награждения лауреатов премии Европейской киноакадемии.
Главный киноприз Европы достался фильму итальянского режиссера Паоло Соррентино «Молодость».
В этой картине рассказывается о двух 70-летних приятелях — дирижере (Майкл Кейн), который уже завершил карьеру, и режиссере (Харви Кейтель), который все еще собирается снять свой самый главный фильм.
«Молодость» стала второй англоязычной лентой Соррентино; его предыдущая работа — «Великая красота» — в 2013-м выиграла «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Премьера картины состоялась в рамках основного конкурса Каннского кинофестиваля 2015 года, но призов она не получила, хотя и считалась одним из фаворитов. А вот европейские киноакадемики дали «Молодости» три награды.
Лучшим актером года стал Майкл Кейн, а Соррентино — лучшим режиссером.
Два года назад «Великая красота» получила от европейских академиков пять призов — три из которых аналогичны тем, в которых победила «Молодость»; но новому фильму режиссера выиграть в технических номинациях не удалось.
Лучшей европейской комедией стала картина шведского режиссера Роя Андерссона со сложным названием «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». А лучшей актрисой академии выбрали британку Шарлотту Рэмплинг, сыгравшую в драме Эндрю Хэя «45 лет».
Майкл Кейн дважды поднимался на сцену за наградами. Второй приз — за вклад в кинематограф — он получил от президента и совета академии. Принимая его, актер шутливо посетовал, что за предыдущую полувековую карьеру (он начал сниматься в середине 1950-х) в Европе его не награждали ни разу.
«А сегодня выиграл сразу две!» — торжествующе заключил Кейн.
Любопытно, что эта премия за 28-летнюю историю премии вручалась трижды; до этого ее получали только одни из основателей академии — Мануэл де Оливейра и Мишель Пикколи.
Почетный приз получила и Рэмплинг, а актер Кристоф Вальц стал обладателем приза за европейский вклад в мировой кинематограф.
Российские фильмы в основных номинациях Европейской киноакадемии представлены не были. Лишь «Левиафан» Андрея Звягинцева мог выиграть «Народный выбор» (People's Choice), но он достался испанскому криминальному боевику Альберто Родригеса «Миниатюрный остров» (La isla mínima).
Премию Европейской киноакадемии часто называют «евро-Оскаром», поскольку ее номинанты и лауреаты часто становятся фаворитами иностранных номинаций «Оскара» и «Золотого глобуса». Правда, это не предсказание будущего обладателя самых престижных кинонаград мира, а скорее европейский взгляд на то, кто мог бы стать лауреатом, если все страны за пределами Европы ничего бы не сняли. Правда, предыдущие три года европейским академикам удавалось предвосхитить выбор своих американских коллег — в 2012-м выиграла «Любовь» австрийца Михаэля Ханеке, в 2013-м — «Великая красота», а год назад победила польская «Ида» Павла Павликовского. В этом году столь точного предсказания не получится — «Молодость» не была выдвинута Италией на «Оскар».
А номинантом на «Золотой глобус» из шорт-листа европейской премии стала только драма турецкого режиссера Дениза Гамзе Эргювена «Мустанг», который представляет Францию.
Но вот в случае с документальным кино европейские академики могут и угадать. Свой приз они отдали фильму Асифа Кападии «Эми» , байопику певицы Эми Уайнхаус. Номинанты на «Оскар-2015» еще не названы (их объявят только 14 января 2016 года), но в длинный — в нем всего 15 фильмов — оскаровский список «Эми» уже вошла.