Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Большая книга о репрессиях

В десятый раз объявлены лауреаты премии «Большая книга»

Лауреатом десятой литературной премии «Большая книга» стала Гузель Яхина: приз она получила за роман «Зулейха открывает глаза», обойдя Романа Сенчина с «Зоной затопления» и Валерия Залотуху со «Свечкой».

«Большая книга» никогда не была только хит-парадом лучших книг года. За десять лет самый большой среди аналогичных премий призовой фонд (победитель получает 3 млн руб., второй призер — 1,5 млн и третий — 1 млн руб.), помноженный на символический вес награды, сделал ее главным событием литературного сезона. Решения, которые принимает сотня членов Литературной академии, редко бывают конъюнктурными или бьющими совсем уж невпопад.

Всего в короткий список премии в этом году вошли девять произведений. Среди них — «Любовь к трем цукербринам» Виктора Пелевина, «Русская канарейка» Дины Рубиной и вышедшая в серии ЖЗЛ биография Андрея Вознесенского, написанная журналистом Игорем Вирабовым.

К сегодняшнему дню среди лауреатов разных лет значились Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Даниил Гранин, Михаил Шишкин, Владимир Маканин, Леонид Юзефович и другие — то есть авторы, уже сформировавшие современный литературный канон.

В этом же году премия досталась роману «Зулейха открывает глаза» молодой писательницы из Казани Гузели Яхиной — тексту, который проходит по разряду «крепкий дебют». Однако в данном случае это вовсе не обозначает, что начинающему автору снисходительно выдали аванс. Женская лагерная проза, дополненная подробностями быта татарской деревни, — это, несомненно, попадание в десятку. Неспроста мнение жюри премии в этом году совпало с читательским — те также отдали первый приз Яхиной.

Второе место читатели присудили Анне Матвеевой за сборник рассказов «Девять девяностых» — о бандитских 90-х в рабочих кварталах Екатеринбурга. Третий приз читательского голосования и второй «Большой книги» достался «Свечке» Валерия Залотухи — его последнему роману о том, как «человек пошел однажды защищать демократию и встретил Бога», над которым автор работал последние 12 лет своей жизни.

Роман Яхиной о репрессиях неизбежно вступает в диалог с прошлогодним лауреатом — Захаром Прилепиным, который в «Обители» решил переосмыслить лагерный опыт 1920-х.

Первая — и самая удачная — часть текста Яхиной пестрит лубочной экзотикой. Уже немолодая Зулейха живет в глуши жизнью простой татарской крестьянки: муж-грубиян поколачивает, детишки мрут как мухи, свекровь истязает. На дворе 1930-е, и однажды семью раскулачивают, непокорного мужа убивают, а Зулейху отправляют в лагерь в Сибирь.

Как ни парадоксально, ад советской исправительной системы и у Прилепина, и у Яхина — это все же не совсем ад. Герои первого благодушничают и не расстаются с мечтами об «исправленном» человеке. Зулейха, разрешившаяся от бремени посреди леса, только в специальном поселении на Ангаре, среди ссыльной интеллигенции и прочих зэков, по-настоящему «открывает глаза». Роман о выживании таким образом плавно перетекает в историю пробуждения и познания себя, рассказанную на фоне грандиозных сибирских пейзажей. Однако, в отличие от Прилепина, Яхина не жонглирует моральными статусами: все каратели у нее карикатурные упыри, а все ссыльные (хорошие, плохие, несчастненькие, сумасшедшие) как один вписаны в ободряющий коллективный опыт выживания и взаимопомощи.

Третий приз «Большой книги» достался Роману Сенчину, который уже становился призером премии в 2009 году. Его «Зона затопления» представляет собой своеобразный оммаж Валентину Распутину, вариацию на тему «Прощания с Матерой». На месте сибирской деревни строят новую ГЭС, жителей спешно переселяют в город, но люди «зоны затопления» поднимают бунт против глухого бюрократического аппарата.

Специальную премию «За вклад в литературу», которую год назад отдали писателю и сценаристу Леониду Зорину — автору пьесы «Покровские ворота», в этот раз получил телеканал «Россия» — за золотую коллекцию экранизаций.

До сих пор организаторы делали ставку на зрелищность церемонии, которая в прошлом году, например, имитировала казенное литературное собрание на советский манер. Вела ее бывший диктор советского телевидения Анна Шатилова под аккомпанемент сюиты «Время, вперед!». В этот же раз вручение, традиционно проходящее в Доме Пашкова, выглядело бледновато. Вместо грандиозного, рассчитанного на медиаэффект шоу были лишь нанятые ведущие, которые скромно помянули предыдущих лауреатов и основателей премии. Литературная премия «Большая книга» была учреждена в 2005 году.

Новости и материалы
Путин сообщил об ударе по Украине баллистической ракетой
В России изменится порядок регистрации ТС
В Тюмени мужчина обвинил ребенка-мигранта в избиении сына в лицее
Постпредство России обвинило ЮНЕСКО в слепоте и глухоте при нарушении прав журналистов
В МИД РФ сочли отвратительными слова главы МИД Франции о ходе украинского конфликта
В Венгрии назвали позорным ордер на арест Нетаньяху
Израиль отреагировал на решение МУС арестовать Нетаньяху
Военный эксперт назвал предполагаемые цели удара ВСУ по Севастополю
Работники коньячного дома Hennessy начали беспрецедентную забастовку
В российском посольстве раскрыли, что может помешать налаживанию отношений США и РФ
Банан, приклеенный к стене, продан на аукционе за $6 млн
Уехавший из РФ экс-худрук Большого театра стал артистом Национального балета Нидерландов
Стал известен ущерб по поставкам «Калашникову» бракованных деталей
В Палестине отреагировали на выдачу ордера МУС на арест Нетаньяху
Швейцария пообещала арестовать Нетаньяху, если он посетит страну
Из-за голубиного помета 200 машин оказались заблокированными на парковке в Германии
В Госдуме осудили Гуфа за выход из рехаба ради концерта
В МВФ считают, что рано говорить о пересмотре поддержки Украины при Трампе
Все новости