Французский ученый Паскаль Котт (Pascal Cotte) обнаружил под изображением Моны Лизы со знаменитой картины Леонардо да Винчи портрет еще одной женщины. О своем открытии он рассказал в документальном фильме, который показал телеканал BBC Two.
По словам Котта, изображение на втором слое картины сильно отличается от привычной Джоконды.
«Это совершенно другая женщина», — объявил ученый.
Он с 2004 года исследовал картину из парижского Лувра, используя собственный метод усиления слоев (Layer amplification). В 2014-м Котт обнародовал результаты своих экспериментов над еще одной работы да Винчи — «Дамой с горностаем»; там ученый обнаружил две версии этой картины: на одной не было горностая, а на другой вид зверька отличался от написанного в итоге.
«Мона Лиза» (или «Джоконда») написана да Винчи в 1503–1505 годах. По принятому сейчас мнению экспертного сообщества, картина является портретом супруги торговца шелком из Флоренции Лизы Герардини.
Женщина на скрытом изображении смотрит вбок, у нее большая голова, нос и руки и маленькие губы.
Кроме того, эта Мона Лиза не улыбается.
Сам Котт никаких выводов из своих исследований не сделал, просто сообщив миру об открытии. А вот историк искусства Эндрю Грэм Диксон, который представлял фильм, заявил о том, что именно вторая женщина и является настоящим портретом Герардини. Он также предположил, что семья торговца так и не получила заказанный портрет, а да Винчи использовал холст, чтобы написать свою самую знаменитую картину — с загадочной улыбкой, которая вот уже полтысячи лет не дает покоя исследователям.
В принципе, теория о существовании двух различных версий «Моны Лизы» не нова. Правда, считалось, что это две картины — как, например, «Айзелуортская Мона Лиза», найденная в Англии перед Первой мировой войной. Впрочем, многие исследователи считают ее всего лишь копией шедевра, причем выполненной не да Винчи; чтобы доказать ее подлинность, был создан специальный фонд, который периодически находит новые доказательства своей теории.
Но никто не предполагал, что «Мона Лиза» и «Джоконда» могут быть двумя слоями одного полотна.
Правда, и данные Котта убедили не всех. Почетный профессор истории искусств Университета Оксфорда Мартин Кемп назвал доводы французского ученого «несостоятельными». По его мнению, полученные Коттом изображения свидетельствуют лишь об этапах работы художника над картиной.
«Я не думаю, что это различные портреты, — сказал Кемп. — Я вижу более или менее непрерывный процесс творчества. Я убежден, что Мона Лиза и есть та самая Лиза».
Любопытно, что открытый совсем недавно третий слой «Черного квадрата» Казимира Малевича особых споров не вызвал: видимо, от авангардиста чего-то такого и ожидали. Больше эмоций вызвала сделанная художником надпись «Битва негров в темной пещере», но и она по большому счету — лишь авторская отсылка к работе французского юмориста конца XIX века Альфонса Алле.
В случае с «Моной Лизой» можно ожидать нового витка дискуссий о том, как художнику удалось нарисовать ускользающую улыбку знатной флорентийки и на самом ли деле на картине, которая оценивается в невероятные $2 млрд (но никогда не будет выставлена на торги), изображена именно Лиза Герардини.