«Дама с единорогом» — первая находка
Одной из первых картин, которую ученые исследовали с помощью рентгенофлуоресцентного анализа, была «Дама с единорогом» итальянского живописца Рафаэля Санти. До того как специалисты просветили его рентгеновским излучением, холст назывался «Святая Екатерина Александрийская», считалось, что он принадлежит кисти Перуджино и изображает неизвестную даму в облике Святой Екатерины.
В 1916 году итальянский искусствовед Джулио Канталамесса установил, что традиционные атрибуты Святой Екатерины — мученическое колесо и пальмовая ветвь, а также мантия, покрывающая плечи святой, — и ее руки были дописаны поверх оригинала. Ученые «сняли» верхние слои и обнаружили, что
в первоначальном варианте девушка была изображена без накидки на плечах, а вместо орудия пытки у нее на руках находился маленький единорог.
Во время следующей реставрации специалисты выяснили, что единорог тоже был дописан позднее. В оригинальном варианте на руках у юной дамы находилась маленькая собачка. Впрочем, образ собачки реставраторы восстанавливать не стали.
Женщина Ван Гога на «траве»
Другим ярким примером картины, изученной с помощью рентгенофлуоресцентного анализа, является «Лоскут травы» Винсента Ван Гога из собрания музея Kröller-Müller. Ее РФА-исследование показало, что под красочным слоем на холсте находится портрет женщины. К этому моменту метод уже мог не просто выявлять скрытые контуры и оттенки, но и определять цвета. «Образец исследуют, направляя сфокусированный пучок рентгеновских лучей в образец, точка за точкой, — рассказал ранее отделу науки «Газеты.Ru» Маттиас Алфельд из Университета Антверпена. — Атомы в этом крайне небольшом участке возбуждаются при воздействии первичного пучка. В результате переходов электронов между различными энергетическими уровнями образец флуоресцирует, а параметры излучения являются характеристичными, то есть уникальными для каждого элемента. Таким образом, по длине волны излучения можно определить с большой долей вероятности красители, использованные при нанесении изображения».
«Ван Гог часто писал свои картины на старых использованных холстах. Визуальное обследование «Лоскута травы» позволяло лишь заметить контур человеческой головы – и не более. Наше исследование позволяет увидеть вторую картину по распределению желтой краски», — рассказал в 2009 году «Газете.Ru» Маттиас Алфельд.
Через несколько лет Алфельд с коллегами обнаружили, что под картиной «Портрета дона Рамона Сатуэ» испанского художника Франсиско Гойи скрывается другой, неизвестный портрет.
«Мужчина, позировавший для «внутреннего» портрета, одет в форму, говорящую о его высоком положении в рыцарском ордене, учрежденном Жозефом Бонапартом, когда его брат Наполеон сделал его королем Испании. «Внешний» портрет подписан и датирован 1823 годом. Однако теперь мы знаем, что история картины началась раньше: спрятанный портрет был создан между 1809 и 1813 годами. Хотя мы видим живопись не очень разборчиво, первоначальный портрет, вероятно, изображает одного из французских генералов, вошедших вместе с Жозефом Бонапартом в Мадрид, или даже самого Жозе, — рассказал ученый. — Портрет мог остаться у Гойи после того, как французская армия была изгнана из Испании в 1813 году и король Фердинанд VII вернулся на трон».
Исследователи предположили, что «замазать» портрет художник решил в 1823 году: когда король Фердинанд восстановил абсолютную монархию, Гойя, после того как в 1820 году поставил свою подпись под либеральной конституцией Испании, справедливо опасался репрессий за свои политические взгляды, и в этих условиях изображение наполеоновского генерала было явным компроматом.
Рембрандт под «бородой»
Так же, просветив рентгеном полотно «Старик с бородой» Рембрандта Харменса ван Рейна, ученые обнаружили на холсте незаконченный автопортрет художника. <4>
Однако на скрытом портрете не видны детали лица, а изображен лишь силуэт. Исследования картины проводились в США и Франции
Год назад — новый Пикассо
Ученые и искусствоведы обнаружили новую картину Пабло Пикассо. Неизвестное до настоящего времени произведение художника оказалось скрытым под его картиной «Голубая комната», которая находится в вашингтонском музее «Собрание Филлипса» (The Phillips Collection), сообщает AP. Специалисты обнаружили под слоем краски «Голубой комнаты» портрет неизвестного бородатого мужчины в галстуке-бабочке, который сидит, подперев голову рукой. На пальцах мужчины изображены три кольца. В настоящий момент искусствоведы пытаются выяснить, кто изображен на этом портрете.
В работе принимали участие специалисты из «Собрания Филлипса», Вашингтонской национальной галереи искусств, Корнелльского университета и других организаций. Впервые признаки существования скрытой картины были обнаружены на холсте с «Голубой комнатой» в 2008 году. Теперь же, спустя пять лет, картину удалось восстановить полностью.
«Голубая комната» была написана Пикассо в 1901 году. Эта картина относится к так называемому «голубому периоду» творчества Пикассо.
2015 — «Черный квадрат»
Благодаря рентгенофлуоресцентного анализу российские специалисты увидели на картине «Черный квадрат» Малевича не только два других изображения, но и авторскую надпись художника. По мнению Екатерины Ворониной, надпись гласит «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», написанной в 1882 году и представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.
«Было известно, что под «Черным квадратом» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — рассказала научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.