Министерство культуры РФ и сети российских кинотеатров «Люксор», «Синема стар», «Каро», «Мираж Синема», «Парадиз», «Киномакс», «Премьер зал», «Монитор», «Киноформат», «Мори Синема» подписали соглашение, по которому не менее 20% годового и месячного экранного времени будет отдано российским фильмам.
«Это попытка такого картельного соглашения о предоставлении 20% экранного времени, то есть 20% сеансов для проката российского кино в будущем 2016 году»,
– цитирует РИА «Новости» речь министра культуры РФ Владимира Мединского на церемонии подписания соглашения.
Как известно, ранее Мединский последовательно продвигал идею квотирования. Сама идея эволюционировала на глазах — сначала министр говорил, что надо разрешить не более 60% зарубежной кинопродукции, потом это число сокращалось в зависимости от текущего политического момента. Зимой казалось, что все уже готово для законодательного оформления инициативы, но в феврале 2015-го участники рынка убедили Владимира Мединского отказаться от жестких мер. Он заявил тогда: «Кинотеатры попали в непростую экономическую ситуацию, связанную с курсом доллара. И в этой ситуации настаивать на квотировании – плохая идея. Квотирование, безусловно, хоть и опосредованно и временно, но ударит по кинотеатрам».
Взамен квотирования министр предложил учредить особый налог для зрителей, покупающих билеты на иностранные фильмы.
Эта идея очень понравилась премьеру Дмитрию Медведеву. Также ее деятельно поддерживал директор «Мосфильма» Карен Шахназаров. Были даже произведены соответствующие подсчеты, которые показали, что такой налог позволит собирать с публики сумму, равную расходам государства на поддержку кинематографа, — 6–7 млрд руб. в год. Однако вопреки ожиданиям Мединского отрицательный отзыв на этот проект дало Министерство экономического развития. Там были уверены, что такая инициатива противоречит обязательствам РФ, взятым при вступлении в ВТО. Также в Минэкономразвития заметили, что «положительный эффект от данной меры представляется не вполне очевидным в силу того, что в случае ее реализации кинотеатры становятся плательщиками НДС и смогут предъявлять к вычету суммы НДС, уплаченного, например, дистрибьюторам». Так или иначе, но и эта версия квотирования провалилась.
Нынешнее решение проблемы, не дающей покоя Министерству культуры РФ, выглядит вполне вегетарианским. Во-первых, на поверхностный взгляд не произошло никакого насилия. Министерство предложило договор, «Киноальянс» согласился и подписал. Несколько странным на этом фоне кажется тот факт, что представители альянса категорически отказываются от комментариев. Во-вторых, договор всего лишь закрепляет существующее положение дел: в прокате и так примерно 20% российского кино. В 2014 году сборы российских фильмов достигли 8 млрд руб., в залы на отечественные фильмы пришли 34 млн человек — 18% от общего числа.
И если какие-нибудь последствия этот контракт будет иметь, то только потенциально невыгодные для отечественной киноиндустрии.
А вдруг настанут времена, когда российских фильмов, достойных широкого проката, будет больше 20%, а договор будет продолжать действовать — ведь прокатчики могут захотеть его соблюдать, невзирая на интересы наших кинопроизводителей.
Впрочем, по мнению Олега Иванова, первого заместителя председателя Союза кинематографистов,
«факт такого диалога между государством и киносетями — очень достойное событие, потому что только путем переговоров можно создавать условия для проката наших фильмов».
Очевидно, что тот или иной процент будет зависеть прежде всего от качества и конкурентоспособности фильмов российского производства и их количества — если фильмов будет мало, то обеспечить их 20-процентное присутствие будет довольно сложно.
Кроме того, по мнению Иванова, одного подписанного соглашения для рывка в развитии отечественного кинематографа мало. «Я считаю, что факт квотирования, если бы он был установлен законодательно, можно было бы рассматривать как разрушение экономики кинотеатров. А это соглашение, к которому стороны пришли в добровольном порядке, — это мягкие меры регулирования кинопоказа, которые могут быть значительно более эффективными, чем жесткие».
Также Олег Иванов обратил внимание на то, что соглашение подписали сети, входящие в «Киноальянс», а это далеко не все отечественные прокатчики.