Михай Ермолаевич Волонтир родился в 1934 году в молдавском селе Глинжены. Окончив школу, он пытался связать свою жизнь с военной карьерой, но в училище Волонтира не приняли: официально — из-за плоскостопия, а по мнению самого будущего актера, из-за того, что его отец и дед служили в царской армии. После этой неудачи Волонтир отправился работать учителем начальных классов, а параллельно — окончил Оргеевское педагогическое училище. Из школьной театральной самодеятельности Михая и пригласили сначала в учебную, а потом и в постоянную труппу Музыкально-драматического театра им. Александри в Бельцах.
В кино актер начал сниматься с конца 1960-х, но всесоюзная известность пришла лишь спустя десять лет, хотя до этого были и Дмитрий Кантемир в одноименном фильме, и роль в «латиноамериканском» детективе Витаутаса Жалакявичуса «Это сладкое слово — свобода!».
Первой звездной ролью Волонтира стал его почти что однофамилец — прапорщик Валентир из фильма «В зоне особого внимания» о советских десантниках, которые в ходе учений обезвредили беглых рецидивистов. Герои Волонтира и Бориса Галкина стали всеобщими любимцами, а спустя два года на экраны вышел «Ответный ход» — вторая часть приключений Волентира и Тарасова.
Ну а между этими фильмами, в 1979 году, вышла картина, которая принесла Михаю Ермолаевичу не просто славу, но настоящую всесоюзную любовь.
Речь, разумеется, идет о «Цыгане» Александра Бланка — экранизации романа Анатолия Калинина. Авторы картины рассказывают, что кроме Клары Лучко кандидаток на главную женскую роль — приютившей осиротевшего цыганенка Клавдии Пухляковой — у них не было, а вот с Будулаем пришлось повозиться. В итоге выход подсказала сама Лучко, вспомнившая совместную работу в картине «Корень жизни». Волонтир был моментально утвержден на главную роль и создал на экране уникальный, очень русский образ, став редким для позднесоветского времени романтическим персонажем.
Цыган-разведчик, герой войны Будулай, кажется, наследует почти былинным «лихим людям», которые способны и коней увести, и страну спасти.
Кроме того, именно Волонтир в итоге уговорил режиссера изменить финал романа и не убивать главного героя, что дало возможность для сиквела народного хита: «Возвращение Будулая» вышло на экраны в 1985-м.
К сожалению, кинематографическая карьера Михая Ермолаевича, получив мощный толчок, так и не дождалась достойного развития. В конце 1980-х, на волне перестройки, Волонтир активно включился в политическую жизнь родной Молдавии, призывая к независимости, объединению с Румынией и освобождению от «русских оккупантов». По понятным причинам в кино его приглашать перестали, и он полностью сосредоточился на теперь уже Национальном театре им. Василе Александри, в котором прослужил почти 60 лет и сыграл больше сотни ролей. Последней же киноработой актера стал фильм 2003 года «Чандра», в котором Волонтир сыграл помешанного на индийских картинах киномеханика.
Но политические взгляды Волонтира быстро забылись, а вот любовь к Будулаю осталась. И когда в конце 90-х актеру потребовались дорогостоящие операции (их провели в Петербурге), деньги ему собирали всем бывшим СССР — как когда-то смотрели «Цыгана».