В одном из лучших фильмов, награжденных в Венеции, полнометражном кукольном мультфильме знаменитого сценариста Чарли Кауфмана и его молодого соавтора, аниматора Дюка Джонсона, «Аномализа», есть диалог об аномалиях. В частности, аномалией считает себя главная героиня — клерк из маленького городка по имени Лиза, в которую вдруг влюбляется писатель, автор ее любимой книги о клиентском сервисе. Да и любая любовь, выходит по фильму, — аномалия.
Такой фестиваль, как Венеция-2015 (где «Аномализе» присудили Гран-при, один из трех главных, но все-таки уступающий «Золотому льву» приз), тоже своего рода аномалия. Жюри, которое возглавлял лауреат «Оскара», автор нашумевшей «Гравитации» Альфонсо Куарон, умудрилось проигнорировать практически всех фаворитов критики и публики, как итальянской, так и международной.
Ничего не получила «Франкофония» Александра Сокурова, признанная здесь настоящей сенсацией, вызвавшая овации и всеобщие восторги.
Все, начиная с режиссера и заканчивая его многочисленными болельщиками, уже делятся разными теориями заговора — почему такой яркий фильм проигнорировали. Но суть в том, что из первой пятерки фаворитов не наградили вообще никого и ничем — кроме скромной, но изобретательной и поэтичной «Аномализы». Без призов остались впечатляющий китайский документальный эпос о шахтерах Внутренней Монголии «Бегемот», изобретательное киноэссе «Собачье сердце» — режиссерский дебют выдающейся певицы Лори Андерсон, энергичный городской триллер польского классика Ежи Сколимовского «11 минут», политический триллер израильтянина Амоса Гитая «Рабин, последний день», а ведь в победе каждого из них практически на сто процентов был убежден фестивальный истеблишмент!
Но это вовсе не значит, что награды достались исключительно недостойным второстепенным картинам.
Просто у жюри оказались абсолютно другие критерии, чем у прессы и зрителей, иная система ценностей, и упрекнуть его в этом нельзя. Неожиданно из всех ярких актрис фестиваля оно решило выбрать для присуждения престижного Кубка Вольпи красавицу-итальянку Валерию Голино (стилизованная неаполитанская мелодрама «За вашу любовь»), а из актеров — замечательного француза Фабриса Лукини (трагикомедия «Горностай», принесшая ее автору Кристиану Венсану приз за сценарий). Награду лучшему молодому актеру имени Марчелло Мастрояни присудили юному Абрахаму Атта из деланой драмы Кэри Фукунаги «Безродные звери», а молодой турецкий режиссер Эмин Альпер получил специальную премию за параноидальный антиутопический триллер «Блокада».
Главное же внимание было уделено двум картинам из Латинской Америки — что совсем не удивительно, если вспомнить о том, что и работающий в Штатах Куарон все-таки является мексиканцем.
«Серебряный лев» за режиссуру достался «Клану» аргентинца Пабло Траперо, интересного режиссера, который в последние десять лет периодически попадает с новыми картинами в программы ведущих фестивалей. Его очередная лента — подробный рассказ о подлинном случае из начала 1980-х, переломного времени в истории Аргентины: добропорядочная семья, один из членов которой был известным спортсменом, под чутким руководством седовласого благообразного патриарха похищала людей, пытала их, а потом, получив выкуп от родственников, убивала. Метафора общества, морально развращенного годами военной диктатуры, когда насилие было в порядке вещей, а потом давшего себе волю при свободе и демократии, должна быть близка и понятна многим, не исключая россиян.
Лучшим же фильмом Венецианского фестиваля была признана драма дебютанта из Венесуэлы Лоренцо Вигаса «Издалека».
Режиссер смело затрагивает табуированные темы: его герой, немолодой и одинокий зубной техник, приручает уличного бродягу, с которым у него возникает болезненный и обреченный на трагическое завершение роман. Но суть здесь не только в гомосексуальной тематике, но и в том, как изысканно и холодно автор через нее рассматривает состояние социума, в котором отстранение давно стало нормой, а любая близкость предстает аномалией. Можно понять гордость Куарона, захотевшего при помощи премиальных «Львов» показать всему миру, что самое живое и актуальное кино сегодня снимается на его родном континенте. Эту точку зрения нельзя назвать неоспоримой, но, безусловно, она имеет право на существование: даже в таком европейском городе, как Венеция, сегодня неочевидна высшая ценность европоцентричности.