1987 год, Йонкерс, штат Нью-Йорк. Молодой городской чиновник Ник Васиско (Оскар Айзек) живет с мамой и иногда ездит поговорить с могилой отца. Когда авторитет действующего (и многократного) мэра Анджело Мартинелли (Джим Белуши) начинает штормить, Нику предлагают выдвинуть свою кандидатуру на выборах, где он побеждает, став самым молодым мэром в американской истории. Едва приступив к исполнению своих непосредственных обязанностей, Васиско немедленно сталкивается с тем, что его фактически отдали на заклание. Йонкерс находится в состоянии затяжной и практически неразрешимой тяжбы с вышестоящими органами власти, требующими построить социальное жилье для темнокожих в хорошем «белом» квартале. Желание Ника сделать «как лучше» приводит к трагическим последствиям.
Всего неделю назад завершился показ второго сезона «Настоящего детектива», а канал HBO уже предлагает своим зрителям громкую новинку — правда, несколько иного свойства.
Шоураннером и сценаристом мини-сериала «Покажите мне героя» выступил Дэвид Саймон — бывший балтиморский журналист и автор сериалов «Прослушка» и «Тримей», регулярно попадающих в списки лучших сериалов на свете. Причина такого признания в том, что Саймон умеет совмещать два таланта — журналистскую въедливость и сценарную изобретательность. Написанные с опорой на собственные расследования и опыт, сериалы на деле оказались не упражнением в жанре «Человек и закон», а сложными, но увлекательными кинороманами.
«Покажи мне героя» в ряду работ Дэвида выглядит необычно в том смысле, что в кои-то веки он взялся работать с чужим текстом — одноименным документальным романом Лайзы Белкин, написанным в конце 1990-х. Название романа отсылает к фразе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Покажите мне героя, и я напишу трагедию». Таким образом, жанр определен уже в заглавии, а печальная судьба Ника Васиско подробно описана не только в книге Белкин, но и, например, в Википедии.
Несмотря на необходимость отталкиваться от фактически готового (и абсолютно реального) сюжета, Саймон последовательно продолжает генеральную линию своих главных работ.
Хотя на экране весьма тщательно воссозданы 1980-е, события картины самым очевидным образом рифмуются с проблемами сегодняшней Америки.
Создатели фильма вновь говорят о том, что проблема расовой сегрегации в реальности так и не решена (и доказательством тому — недавние события в Фергюсоне), и демонстрируют, какие сбои порой дает механизм демократии и к каким последствиям они приводят. Разумеется, такие параллели можно было бы списать на кажимость, но одна из сцен самым очевидным образом ссылается на годичной давности столкновение с полицией чернокожего Эрика Гарнера. Его последние слова «Я не могу дышать» сегодня уже стали символом черного сопротивления.
Иными словами,
«Покажи мне героя» — это громкий гражданский поступок, и художественные достоинства в этом контексте легко счесть вторичными.
Однако Саймон и режиссер Пол Хаггис (автор оскароносного «Столкновения») работают на совесть. Если не брать в расчет современное качество изображения, то «Покажи мне героя» выглядит образцово восьмидесятнической вещью, озвученной к тому же песнями Брюса Спрингстина. Отдельно стоит сказать и об актерском составе, который, с одной стороны, сплошь состоит из звезд, а с другой — Джима Белуши, Вайнону Райдер и Оскара Айзекса никак не обвинишь в излишней засвеченности.
Поклонники Саймона, разумеется, могут разочароваться — драматургически «Покажи мне героя» устроен куда проще «Прослушки». Здесь по сути один центральный персонаж, а немногочисленные побочные линии (посвященные в том числе жизни в гетто) лишь создают фон для довольно прямолинейной истории. Но с другой стороны, вполне возможно, это осознанное упрощение. Вероятно,
Саймону по какой-то причине было важно привлечь внимание не только к проблемам черного населения США, но и к самой по себе истории превращенного в икону («самый молодой мэр») и спешно списанного в утиль идеалиста.
В конце концов, не зря же одним из главных поклонников «Прослушки» называет себя другая американская икона — президент Барак Обама, который не так давно встречался с Саймоном, дабы обсудить события в Фергюсоне.