Американский университетский профессор Эйб Лукас, страдающий одновременно от депрессии, импотенции и лишнего веса, прибывает в город Провиденс, чтобы занять место преподавателя философии. Здесь он (скорее от скуки) заводит неловкий в силу понятных причин роман с пьющей и замужней учительницей химии (Паркер Поузи) и придыхательную дружбу с собственной студенткой Джилл (Эмма Стоун). При этом Эйб продолжает плохо спать из-за обоснованной европейской философией бессмысленности собственной жизни, пока эта самая жизнь не предлагает вернуть утраченный тонус, поступившись шестой заповедью.
«Иррациональный человек» — это сорок шестой фильм Вуди Аллена, и останавливаться классик, которому в декабре исполнится 80 лет, явно не собирается.
На следующий год у него уже запланирован не только очередной фильм, но и первый в карьере телесериал. В этом контексте «Иррациональный человек» выглядит безделицей, необязательным упражнением, проделанным для того, чтобы не потерять форму. С конца 1970-х Аллен выпускает строго по фильму в год, и на этом пути уже попадались работы более или менее необязательные, для режиссера важнее ритм, постоянное нахождение в творческом процессе, а в том, что касается результата, он руководствуется принципом, вынесенным в заглавие картины 2009 года, – «Будь, что будет».
На сей раз режиссер с некоторой ленцой белым стихом зарифмовал свои любимые мотивы: свободная воля вновь выступает здесь против достоевской неотвратимости воздаяния, но обе оказываются в дураках в связи с чередой абсурдных случайностей. Новым стало, возможно, лишь то, что Аллен немного прямолинейнее, чем обычно:
мало того, что главный герой по долгу службы цитирует Сартра с Кьеркегором, так еще и на рабочем столе у него обнаруживается зачитанное до дыр «Преступление и наказание».
Изменил автор и своим привычным источникам вдохновения – вместо своего любимого Ингмара Бергмана он на сей раз в ключевой сцене цитирует хичкоковских «Незнакомцев в поезде».
Все бы ничего, но поклонники режиссера легко заметят, что герои вызывают у него не привычное ироничное сочувствие, а вполне явственное (и что уж там, понятное) раздражение. Если искать аналогии в фильмографии Аллена, то ближе всего «Иррациональный человек» к «Мечте Кассандры» — тоже не слишком удачной попытке повторить успех блестящего «Матч-поинта». Как и в этой картине восьмилетней давности, здесь больше всего жалко хороших актеров, вынужденных разыгрывать капустник по мотивам Достоевского. И если Эмма Стоун еще только ищет амплуа, то Хоакин Феникс вынужден изображать вялую пародию сразу на всю свою богатую галерею разного рода и калибра психопатов. Актеры, вполне вероятно, хорошо провели время на берегу океана в солнечном Провиденсе, а вот преданным поклонникам режиссера, ждущим нового фильма, как очередного разговора с любимым и умным собеседником, придется столкнуться с тем, что
мудрый манхэттенский поэт-невротик на сей раз скорее не в духе.
Впрочем, для отношений с близкими такая ситуация вполне характерна – старые друзья в скверном настроении тоже иногда подменяют диалог неохотным обменом старыми несмешными анекдотами.