Суперагент Итан Хант (Том Круз) опять в розыске. Глава и гордость спецподразделения «Миссия невыполнима» перешл дорогу загадочному «Синдикату» — своего рода противоположности его собственного отряда, состоящей из бывших агентов, перековавшихся в международных террористов. Несмотря на то что Хант в бегах, супершпионы своих не бросают, и его команда уже спешит на помощь, а усиливает ее на сей раз тоже беглая шпионка (и возможно, двойной агент) с красивым именем Илза Фауст (Ребекка Фергюссон).
Сейчас немного неловко вспоминать, но прошлая «Миссия», носившая подзаголовок «Протокол «Фантом», поначалу задумывалась как финальная.
В продолжении франшизы — при хорошей кассе — главным героем должен был стать сыгранный Джереми Реннером коллега Ханта Уильям Брандт. Связаны эти невеселые для конкурировавшей некогда с бондианой «Миссии» разговоры с провалом третьего фильма. Поставил его, напомним, Дж.Дж. Абрамс, заставивший глянцевитого Круза истекать слезами, потом и кровью, а от красочного шпионского боевика оставивший только трясущийся от постоянных инъекций адреналина хребет. Интенции режиссера остались не поняты публикой, картина провалилась. И для реанимации серии Том Круз пригласил автора «Рататуя» и «Суперсемейки» Брэда Берда — тот избавил фильм от лишней рефлексии и естественным образом превратил Итана Ханта в почти мультипликационного персонажа.
Так на концепции шпионского арт-боевика, какими были первые три «Миссии», был поставлен жирный крест.
Прошлая серия показала цепкому продюсеру Крузу, что нужно его зрителю, и весь этот мультреализм полностью совпал с самоощущением Круза-актера. Каждый кадр «Племени изгоев» (как и большинства последних фильмов актера) кричит буквально: «Мне 53, а кто даст?!» Том действительно выглядит, что называется, подтянутым, но его моложавость скорее неестественного и отталкивающего толка, как и натужные попытки пошутить над собой. В одной из сцен, скажем, Хант не может перепрыгнуть через автомобиль, но спустя полчаса показательно справляется с этой задачей. Неудивительно, что в рамках промокампании фильма настойчиво подчеркивается тот факт, что Круз почти все трюки исполнил самостоятельно.
Все это преодоление законов природы и времени, разумеется, заслуживает известного уважения — как любое серьезное усилие, пусть и направленное на совершенно идиотский результат.
Однако несколько досадно, что собственноручно исполненные трюки и достижения голливудских пластических хирургов в данном случае оказались важнее непосредственно кино. Усилия режиссера Кристофера Маккуори были направлены исключительно на поиски удачных ракурсов главной звезды, а драматургические коллизии остались ассистентам.
В итоге невнятный сюжет, сшитый из обрывков детективных штампов, как бы сам собой катится кувырком, подскакивая на ухабах.
А в кадре непонятно зачем толпятся персонажи, которым словно забыли написать примерно половину необходимых реплик (это касается в том числе и героя Реннера). Разумеется, основной массив более чем двухчасового хронометража составляют погони на мотоциклах и прогулки по крылу летящего самолета, но эти сцены тоже сняты прежде всего для поклонников экшен-ипостаси Тома Круза, которая, будем честны, всегда была в его карьере скорее факультативной.
Всем же прочим зрителям остается только надеяться на то, что годам к шестидесяти Том наиграется в героя боевика и вспомнит о том, что начинал он как выдающийся драматический актер. И если сейчас Круз образумится, то все еще может перезапустить в очередной раз забуксовавшую карьеру в качестве преемника Роберта Редфорда.