Рецепт выставок, которые вот уже шестой год подряд организует компания Lexus, прост: горстка именитых авторов, засветившихся на всевозможных биеннале, и эффектно оттеняющее презентацию гибридных автомобилей медиаискусство без лишних концептуальных наворотов. В этом году бразильский куратор Бернардо Москьера и архитектор выставки Катя Бочавар немного отошли от формата взбесившегося капустника. На смену шуму, гаму и светящимся роботам пришли произведения, рассчитанные на индивидуальное пользование, а сама выставка оказалась тотальной инсталляцией, напоминающей декорации к фильмам Дэвида Линча. Тема Lexus Hybrid Art в этом году — «Создавая чувства».
«Красный желтый» Гэри Хилла
Американец Гэри Хилл, как видеоартисты Брюс Науман и Билл Виола, начал исследовать синтез медиатехнологий, искусства и человеческих чувств в начале 1980-х. От металлических скульптур, которые он создавал в 1960-е, Хилл перешел к экспериментам с синестезией — особым способом восприятия реальности, в рамках которого у символов и знаков появляются дополнительные цвет, запах, вкус или звуковое сопровождение. В Москве он выстроил возвышающуюся над кинозалом спасательную вышку — то ли келью для медитаций, то ли наблюдательный пункт для строгого надзирателя. Название инсталляции «Красный желтый» отсылает к цветам флага, который выбрасывают спасатели, когда в вышке есть кто-то, кто за всеми наблюдает. Хилл, таким образом, предлагает зрителю испытать сложную смесь из чувств: ощущения безопасности, постоянного надзора и отчужденности. Его спасательная вышка предназначена для зрителей, решивших оторваться от агрессивной визуальной среды выставки и возвыситься над ней.
«Выбор» Лауры Лимы
Лаура Лима из Бразилии работает с пространством мгновенных решений и пустым ожиданием (нечто подобное делали московские концептуалисты во время знаменитых вылазок «за город» группы «Коллективные действия»). В цирковом шатре она воссоздает условия полной изоляции от внешнего мира: растерянный зритель, отстоявший очередь к экспонату, должен пройти через три шатра. Каждый из них — бордо, синий и черный — блокирует ощущение границ пространства сильнее предыдущего. Дальше зритель может выжидать развязки, параллельно выдумывая возможные сюжеты, или немедленно уйти, уступив место следующему. Черный ящик вынуждает его досочинять содержание произведения и принимать на себя роль соавтора.
«Свет в движении» Хулио ле Парка
Один из первых и главных художников-кинетов, организатор группы GRAV (Группа исследований визуального искусства) Хулио ле Парк показывает знаменитую скульптуру «Свет в движении», созданную в 1962 году и с тех пор гастролирующую по миру. Она представляет собой зеркальные осколки, которые при наличие прожектора превращают помещение в пульсирующий поток света. Кинеты, таким образом, преодолевали статичность скульптуры и пассивность зрителя, помещая его в самый центр работы. Полукруглая зеркальная прихожая, в которой экспонируют «Свет в движении», обеспечивает эффект бесконечно расширяющихся границ скульптуры.
«Три женщины» Билла Виолы
Билл Виола, пионер видеоарта, ретроспектива которого, возможно, пройдет в Пушкинском музее в 2017 году, представил на выставке работу-метафору о жизни, смерти и переходных состояниях «Три женщины». Виолу прозвали «Караваджо эпохи хай-тек» за эксперименты с переводом в видеоформат традиционных живописных сюжетов. В основе его работ обнаруживают следы христианской мистики, дзен-буддизма и суфизма. Одна из них стала первым видео, выставленным в соборе Св. Павла на постоянной основе (полиптих «Мученики»). В «Трех женщинах» (видео 2008 года) Виола вновь исследует границы бытия и небытия — довольно прямолинейно, показывая пожилую женщину, девушку и совсем девочку стоящими перед чертой исчезновения.
«Двери» и «Примерочные» Леандро Эрлиха
Эрлих выворачивает повседневный опыт наизнанку, заставляет усомниться в базовых началах окружающих нас вещей. То, что он делает, — классический оп-арт, призывающий не верить своим глазам. На выставке можно увидеть две его работы: «Примерочные» — лабиринт кабинок для переодевания с искаженными с помощью зеркал пропорциями — и «Двери», работающие на создание эффекта присутствия. Первая работа представляет собой иллюзорный аттракцион, игру в гиперпространство: в тридцати примерочных, куда ни повернись, увидишь бесконечного размноженного себя. Вторая же — реминисценция работы британской художницы Сил Флойер, направившей яркую полоску света под закрытую дверь галереи с помощью внешнего проектора. Свет, бьющий из-под порога, обещает зрителю новый экзистенциальный опыт, но, открывая дверь, он вновь оказывается в темноте.