Сравнительно отдаленное будущее. Лидер сопротивления в войне с машинами Джон Коннор отправляет солдата Кайла Риза, чтобы тот спас от роботов-убийц его мать Сару. Во время отправки кое-что идет не так, и, когда Риз приземляется в 1984-м, выясняется, что Сара в защите не нуждается, а терминаторов с внешностью австрийского культуриста и экс-губернатора Калифорнии Шварценеггера здесь уже целых два.
По легенде, отсняв первых двух канонических «Терминаторов», Джеймс Кэмерон несколько лет обдумывал продолжение, но в итоге пришел к выводу, что эта история завершена и сказать ему здесь больше нечего.
Последнюю точку во взаимоотношениях режиссера и созданной им вселенной поставило банкротство кинокомпании Carolco, по итогам которого права на «Терминатора» ушли с молотка. С тех пор более ушлые, чем Кэмерон, авторы каждый на свой лад стали пытаться возродить франшизу. Третий фильм «Восстание машин» пренебрег главным законом первых двух фильмов — вариативностью будущего. Режиссер Джонатан Мостоу выстроил картину, руководствуясь тем, что грядущее незыблемо. Получилось, честно говоря, глуповато, зато впервые антагонистом стала женщина (Кристианна Локен). Потом права были в очередной раз проданы, а за запуск новой трилогии взялся режиссер Макджи. Он отчасти реализовал первоначальный замысел Кэмерона, которому только недостаток технологий не позволил снять войну роботов еще в 1984-м.
Обруганный и провалившийся в прокате фильм Макджи «Да придет спаситель», на самом деле, идеально соответствовал внутренней логике франшизы.
Первый фильм нес на себе печать паранойи излета «холодной войны», второй — констатировал, что Судного дня можно избежать. Четвертый же вышел в тот момент, когда целый каскад катастроф уже обрушился на мир, и в этом смысле идеально отвечал актуальной повестке. Оставаясь в русле и логике Кэмерона, «Спаситель» предлагал зрителю другого, нового «Терминатора», который поклонникам оказался не нужен, а красивая идея войны будущего была окончательно похоронена.
Пятая часть с подзаголовком «Генезис» стала результатом очередной перепродажи прав, которые теперь достались компании Paramount. Уже на этапе подготовки к съемкам стало понятно, что гипотетическая новая трилогия учтет все возможные пожелания и чаяния фанатов. Во-первых, к своей роли вернулся Шварценеггер. Во-вторых, действие разворачивается не просто в знакомых декорациях, а буквально на том же месте, что и в самом начале сериала. В-третьих, вернули идею вариативности будущего.
Ну и наконец, на главные роли на всякий случай пригласили популярных у молодежи Джая Кортни из «Дивергента» и Эмилию Кларк — Дейенерис Таргариен из «Игры престолов».
Однако руководствуясь желанием потрафить ностальгии тридцатилетней выдержки, авторы, кажется, опирались не на сами фильмы, а на воспоминания о них. Это, разумеется, неудивительно. Первый и особенно второй «Терминаторы» сегодня воспринимаются во всем мире так же, как в России «17 мгновений весны» — как неиссякаемый источник мемов и анекдотов. Но если внимательно пересмотреть первоисточник, станет очевидно, насколько серьезнее и мрачнее он на самом деле. «Генезис» этим фактом решительно пренебрегает, выдавая один за другим приветы и намеки, адресованные любящим сердцам. Шварценеггер улыбается, Шварценеггер говорит «Я вернусь», старый Шварценеггер дерется с молодым.
«Я стар, но не бесполезен», — неубедительно резюмирует Арни.
При этом окончательно в пародию «Генезис» не скатывается, по духу напоминая скорее того же «Дивергента». Если сложить одно с другим, получится неизвестно кому адресованное упражнение на тему «30 лет спустя», которое к тому же угрожает зрителю еще двумя продолжениями. Хочется, однако, верить, что этого не случится, даже несмотря на то, что Шварценеггеру надо где-то работать. Быть может, судьба и не предопределена, но вот славное прошлое точно лучше оставить без изменений.