Третий режиссерский проект Александра Миндадзе оказался, пожалуй, самым громким, прежде всего — из-за сложностей с производством. Министерство культуры РФ, как известно, отказало фильму в финансировании в связи с тем, что картина предлагает слишком спорный взгляд на Великую Отечественную войну. Эта ситуация моментально получила широкое освещение в прессе (режиссер отдельно поблагодарил журналистов на пресс-конференции в рамках ММКФ), «Милый Ханс» был запущен в производство с условием, что действие из 1939 года будет перенесено в 1933-й.
В результате события картины, как и было задумано, начинаются за два года до начала войны, а заканчивается история уже во время боев на советской территории.
Фильм рассказывает о группе немецких инженеров, приезжающих в командировку на советский завод по производству оптики. Один из четверки немцев, Ханс, вдруг становится буквально одержим созданием новой линзы и вообще с каждым днем ведет себя все более странно, будто предчувствуя, что случится всего через два года.
Алексей Герман-старший рассказывал, что, придумывая фильм «Мой друг Иван Лапшин», он уже знал, как и когда погибнут его герои. Цель была в том, чтобы показать не судьбу, а то, как воздух пропитывается обреченностью. Примерно то же происходит и в первой половине «Милого Ханса», но Миндадзе идет дальше, доводит историю до умопомрачительного (буквально) финала.
К третьему фильму уже, наверное, можно говорить о «сквозном мотиве в творчестве автора», и в случае с Миндадзе он вроде бы остался неизменным со времен дуэта с Вадимом Абдарашитовым.
Если вкратце, то формулируется этот мотив словом «катастрофа». Дебютный «Отрыв» рассказывал об отдаче, бьющей по тем, кто остался жив, «В субботу» — про то, как счастлив может быть человек на пороге неминуемой гибели. «Милый Ханс» — наверное, о том, что раздирающее грудь предчувствие трагедии уже само по себе является точкой невозврата. Однако от фильмов, в которых Миндадзе выступал сценаристом, его работы как постановщика отличаются какой-то особенной, беспощадной резкостью — мысли, кадра, монтажа. Режиссер принципиально отказывается отстраняться от действия и не дает сделать этого зрителю.
Безупречно выстраивая мизансцены, чередуя театральные по композиции эпизоды с видовыми съемками и сверхчеткими крупными планами, Миндадзе стирает грань между прошлым и настоящим, показывает ее умозрительность в пространстве кинематографа.
Среди прочего, в этом сближении есть и однозначный ответ на претензии Минкульта: более убедительного фильма о том, что война делает с человеком, не было уже много лет и, судя по последним картинам по теме, в ближайшее время ничего подобного не предвидится. Убедиться в этом в рамках ММКФ можно будет еще как минимум дважды — сегодня и завтра.
24 июня 19:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 1
25 июня 16:15, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 4