Вестерн ХХI века
Рабочим названием «Правосудия» было «Законник» — популярное обозначение шерифов эпохи Дикого Запада. Оно и правда идеально подходит главному герою — сосланному из Майами в родной Кентукки федеральному маршалу Рейлану Гивенсу. Рейлан никогда не расстается с белой ковбойской шляпой, умеет стрелять с двух рук и делает это быстрее всех на свете — за привычку часто демонстрировать этот талант он и был отправлен руководством с солнечного пенсионерского курорта на болотистый американский Юг. Здесь, среди шахт округа Харлан и живописных деревень, пропитанных ароматным бурбоном, его стрелковый талант и вправду смотрится более органично, а главное — позволяет ему стать героем настоящего современного вестерна.
Крутой Гивенс
Гивенса придумал Элмор Леонард — классик американской остросюжетной прозы, автор романов «Вне поля зрения» и «Ромовый пунш», экранизированных Стивеном Содербергом и Квентином Тарантино («Джеки Браун») соответственно. Сыграл Рейлана Тимоти Олифант — артист большого обаяния, так и не нашедший себя в «большом» Голливуде; «Правосудие» стало самой успешной ролью в его карьере.
В этой роли Олифант предстал наследником одновременно легенды вестернов Джона Уэйна и лучших героев Брюса Уиллиса 90-х.
Основой же для сериала стала повесть Леонарда «Огонь в норе», посвященная возвращению героя в Харлан и стычке со старым товарищем Бойдом Краудером, который после возвращения из Кувейта основал секту, нечто вроде местного варианта «белого братства». В финале повести, экранизированной в первой серии «Правосудия», Рейлан убил Бойда, и вот здесь начались расхождения —
шоураннеру Грэму Йосту так понравилось, как антагониста сыграл актер Уолтон Гоггинс, что его оставили в живых, а со временем сделали и вторым полноценным героем сериала.
Каждый сезон формально посвящен борьбе с конкретным злодеем, но на деле именно напряжение между Бойдом и Рейланом и их почти семейные взаимоотношения и стали тем узлом напряжения, который позволил запущенному в 2010-м «Правосудию» продержаться в эфире канала FX шесть полноценных сезонов.
Закадычный враг
Если Гивенс — это колоритный, но более или менее понятный персонаж — законник, направивший свой буйный нрав на службу правопорядку, то Бойд — самый, пожалуй, удивительный антигерой последних лет.
Мотивации Уолтера Уайта из «Во все тяжкие» или, скажем, Николаса Броуди из «Родины» относительно понятны. А вот Бойд на протяжении сериала успел побывать нацистом, основателем религиозной секты, телохранителем, грабителем банков.
Лихорадочную траекторию его экранной биографии проще всего объяснить безумием, но этой трактовке мешает сознательное хладнокровие, которое Бойд сохраняет, даже попадая в самые чудовищные передряги. На самом деле,
Уолтон Гоггинс сыграл историю поиска своего места в жизни незаурядным человеком со сложными представлениями о добре и зле.
Последним, кстати, посвящены его чеканные монологи, после релиза каждой серии разбиравшиеся на крылатые выражения. Об актерской работе Гоггинса наиболее красноречиво, пожалуй, говорит тот факт, что после «Правосудия» его вот уже во второй фильм взял Квентин Тарантино.
Клан кланом вышибают
Противостояние Краудера и Гивенса — это, разумеется, выдающийся сюжет, но помимо двух главных героев «Правосудие» берет огромным количеством второстепенных. В захолустном Харлане, как в любой деревне, все давно друг друга знают,
а между основными семьями, занятыми, разумеется, разновидностями нелегального бизнеса, существуют давние и запутанные отношения.
В том, как «Правосудие» показывает эту спорадическую клановую борьбу, нет оголтелой жестокости «Игры престолов»; авторы относятся к своим живописным персонажам с очевидной нежностью, сообщая сериалу атмосферу, которая лучше всего описывается избитым, но точным словосочетанием «южный комфорт».
Что такое вестерн без любви?
«Правосудие» — это прежде всего мужское кино, которое никак не могло обойтись без колоритных женских персонажей, придающих происходящему терпкий привкус жестокого романса. Каждому из двух главных героев здесь повезло с несколькими роковыми красотками,
но главных две — бывшая жена Гивенса Вайнона, сыгранная Натали Зеа, и Эйва Краудер — возлюбленная Бойда, побывавшая замужем за его братом.
Брак был недолгим — Эйва не вытерпела побоев и застрелила супруга из обреза еще до описываемых в фильме событий. Женщины в «Правосудии» под стать мужчинам — ранимые, но гордые и сильные. Вероятно, еще никогда представительницы «белого мусора» из южных штатов не выглядели на экране такими человечными даже в самых людоедских своих проявлениях. За последние в третьем сезоне отвечала крестная мать семейства Беннетт, выстроившая наркоимперию ради своих многочисленных детей, — за эту роль Марго Мартиндэйл удостоилась «Эмми» в 2012 году.