В 1999 году 72-летний писатель Гюнтер Грасс получил Нобелевскую премию по литературе за свои «игривые и мрачные притчи», которые «освещают забытый образ истории».
А через семь лет, в 2006 году, Нобелевскому комитету пришлось думать – стоит ли лишить Грасса премии или же не прерывать традиции.
Причиной размышлений шведских академиков стал сам Грасс, выпустивший автобиографическую книгу «Луковица памяти». На ее страницах он написал и о том, что служил в войсках Ваффен-СС, объявленных Нюрнбергским трибуналом преступными. Скандал разразился страшный, хотя Грасс никогда не скрывал этот факт своей биографии — правда, и не выпячивал его: в разгромленную под Берлином танковую дивизию он попал по призыву, во время штурма города был ранен, а капитуляцию Германии застал в плену у американцев.
По его собственным словам, за время войны он понял, что такое страх, а в живых остался лишь благодаря случаю.
Нобелевский комитет, рассмотрев все за и против, решил, что премии писатель все же достоин. Его творческая позиция всегда была последовательно антинацистской и антивоенной, и еще в конце 60-х он рассказал в одном из интервью, что основная тема его творчества – вина немцев.
Убеждения Грасса были настолько пацифистскими, что в 1990-м он протестовал против объединения ГДР и ФРГ – по его мнению, единая Германия снова пойдет по воинственному пути.
Биография Грасса во многом перекликается с биографией его старшего товарища и еще одного немецкого нобелевского лауреата по литературе Генриха Бёлля. Бёлль служил в вермахте, прошел всю Вторую мировую, под конец которой попал в американский плен. Литературную карьеру начал в «Группе 47» — послевоенном объединении немецких писателей, которые призывали не уходить от действительности в абстракцию и не идеализировать прошлое.
В конце 50-х к этой группе присоединился и Грасс – автор стихотворного сборника «Преимущества воздушных кур» и пьес, написанных, по его словам, для «театра абсурда», скульптор и художник по образованию.
В 1959 году вышел дебютный роман Грасса «Жестяной барабан», первый из его «Данцигской трилогии», — пародийно-преувеличенное описание немецкой идеологии из недавнего прошлого. В результате книга Грасса получила премию от «Группы 47», а многие ревнители традиционных ценностей увидели в «Барабане» и неуважение к истории Германии, и безбожие, и осквернение святынь. Были и суды, и обращения к властям с требованием положить конец скандальной деятельности Грасса.
Сам писатель позже сказал, что его поразили не суды по поводу творчества, а молчание творческой интеллигенции Германии.
Впрочем, систематического преследования Грасса не было – времена изменились даже в Германии, где политика денацификации, несмотря на все трудности, проводилась в жизнь неукоснительно. Но скандалы сопровождали практически весь творческий путь – правда, повлиять на его убеждения так никто и не смог.
Оскандалился Грасс и вторым своим романом «Кошки-мышки», действие которого происходит во время Второй мировой войны, — по доносу его даже проверяли на аморальность содержания. Однако тогда писателя выручили протесты общественности, да и творческая интеллигенция вышла из ступора и поддержала коллегу.
Кроме того, в своих книгах Грасс пытался осмыслить левый фанатизм студентов (роман «Под местным наркозом») и наследие Социал-демократической партии Германии («Из дневника улитки»).
Он не прятался от критиков – напротив, охотно вступал в дискуссию, объяснял свои поступки и высказывания. Последний раз ему пришлось защищать свое право говорить совсем недавно – в 2012 году он опубликовал статью в стихах, в которой призвал взять под контроль ядерную программу не только Ирана, но и Израиля и раскритиковал проводимую израильским правительством политику. 84-летнего писателя немедленно объявили в Израиле персоной нон грата — правда, формально Грасса наказали за службу в частях СС.
Сам писатель объяснил, что стихотворение стало его вкладом в дело мира.
Буквально через пару недель после скандальной публикации Грасс был госпитализирован из-за проблем с сердцем. Он так и не оправился от этого приступа и в прошлом году признал, что скорее всего не сможет больше написать ни одной книги. Его последней работой стали вышедшие в 2010-м «Слова Гримм» — своеобразная, очень типичная для Грасса биография знаменитых братьев-сказочников.