Экс-директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич должен возглавить Михайловский театр. С таким предложением к отвечающему за культуру вице-губернатору Петербурга Владимиру Кириллову обратились депутаты заксобрания Санкт-Петербурга, руководитель комиссии по культуре Максим Резник и его заместитель Марина Шишкина. Оно стало ответом на увольнение Мездрича с его поста в конце марта. На это место был назначен директор Михайловского Владимир Кехман, который сохранил за собой и пост главы петербургского театра.
В своем письме депутаты назвали назначение Кехмана директором двух театров «беспрецедентным случаем» и отметили, что в защиту Мездрича выступили все крупные деятели российского театра.
«В сложившейся ситуации нам представляется целесообразным освободить Владимира Кехмана от должности директора Михайловского театра и на его место назначить Бориса Мездрича. Приглашение его [Мездрича] в Петербург будет полезно для репутации культурной столицы, он развернул бы в сторону властей города всю театральную общественность», — сказано в письме. Его авторы считают, что даже само такое приглашение выглядело бы достойно.
Дело «Тангейзера»
Борис Мездрич был уволен из новосибирского театра после скандала с оперой «Тангейзер», поставленной молодым режиссером Тимофеем Кулябиным. В спектакле сюжет Вагнера был немного изменен — так, средневековый поэт превратился в современного режиссера, который снимает фильм о потерянных годах Христа. Такая трактовка классического произведения, а также использование христианских святынь в оформлении постановки возмутили православную общественность Новосибирска, а митрополит Новосибирский и Бердский Тихон подал заявление в прокуратуру — чтобы правоохранительные органы проверили театралов по статье «Оскорбление чувств верующих».
Состоявшийся суд признал и Мездрича, и Кулябина невиновными «за отсутствием состава правонарушения». Прокуратура, впрочем, собралась подавать апелляцию, театральная общественность праздновала победу, но тут в ситуацию вмешалось федеральное Министерство культуры, которому подчинен Новосибирский театр оперы и балета.
Мездрич был уволен, как пояснило ведомство, за невыполнение указаний учредителя, а на его место назначен Кехман.
Примечательно, что после этого громкого назначения Минкультуры обратилось к Новосибирской епархии РПЦ с просьбой отозвать заявление в прокуратуру, но епархия в ответ указала, что ее представители к правоохранителям не обращались.
Не шутка
Марина Шишкина в разговоре с «Газетой.Ru» попросила не считать письмо первоапрельской шуткой, назвав сложившуюся ситуацию «трагической».
Она пояснила, что письмо готовилось еще до появления сообщений о том, что Кехман рассматривает вариант ухода с поста директора Михайловского театра и перехода на должность худрука.
«Пафос письма в другом, — уточнила Шишкина. — Мы считаем увольнение талантливого администратора без аргументов плохим прецедентом. Суд сказал, что ничего не было, люди, которые подавали заявление, Пастернака не читали, но осуждают. Мы хотели привлечь внимание к тому, что такое недопустимо. Это волюнтаризм».
Она напомнила об увольнении Александра Титова с поста дирижера симфонического оркестра осенью 2013 года, которое также произошло без объяснений причин.
Кроме того, по мнению депутата, для Петербурга как культурной столицы было правильным протянуть руку помощи Борису Мездричу.
«Петербург — город, в котором всегда любили разное. Возможно, с Мездричем произошла ошибка, а наш вариант с Михайловским, возможно, наивный. Но, может, есть какие-то другие возможности предложить этому человеку работу?»
Две причины
Возможное назначение Мездрича директором Михайловского театра действительно можно было бы счесть первоапрельской шуткой, если бы для нее не было веских оснований — как серьезных, так и анекдотических. Командированный Минкультом в Новосибирск после скандала с оперой Тимофея Кулябина «Тангейзер» Кехман заявил о своих намерениях плотно сосредоточиться на делах своей новой вотчины и поселиться в самолете: три дня из семи проводить в Петербурге, четыре — в сибирском городе.
При этом Кехман допустил, что сократит свои полномочия в Михайловском — например, походатайствует перед петербургским правительством об учреждении в театре поста гендиректора, а сам перейдет на позицию художественного руководителя.
Кроме того,
в отличие от «федеральной» Новосибирской оперы, Михайловский — театр регионального подчинения, и для решения о назначении Мездрича достаточно решения городского правительства.
Правда, Кириллов пока никак не прокомментировал письмо депутатов. По данным РИА «Новости», на среду, 1 апреля, у него назначена встреча с Кехманом — на которой, очевидно, и будут приняты какие-то решения о судьбе Михайловского и самого Кехмана.
Другое дело, что подъем петербургского театра связывают именно с назначением туда Кехмана — бизнесмен, один из основателей компании — импортера фруктов Joint Fruit Company, вложил более 500 млн рублей в ремонт и реставрацию здания, пригласил на работу в театр прославленных мастеров оперы (так, одним из первых приглашенных была великая Елена Образцова) и танца (худруком балетной труппы театра долгое время был мировая знаменитость Начо Дуато, а премьерами были перешедшие из Большого Наталья Осипова и Иван Васильев).
В Москву?
«Москве надо присмотреться к Мездричу, — полагает собеседник «Газеты.Ru» из департамента культуры Москвы, попросивший об анонимности. — Он совмещает в себе качества, редко встречающиеся вместе у театральных директоров: у него одновременно присутствуют продюсерская хватка, четкое представление о репертуаре и самое редкое качество — развитый художественный вкус». Однако, по мнению источника, новый руководитель московского минкульта Александр Кибовский — «человек осторожный» и не захочет идти на такой демарш против Минкульта федерального.
Случай Мездрича вписывается в опасную тенденцию, считает Евгения Шерменева, работавшая в Минкульте над созданием Федерального гастрольного центра. «За последнее время много профессиональных руководителей так или иначе потеряли работу. Это очень жаль, как жаль и то, что
публичным осуждениям и гипотетическим проверкам на лояльность будут, как пишут, подвергаться режиссеры, которые умеют, могут и обладают талантом и другими качествами для того, чтобы работать на лучших сценах страны с лучшими театральными коллективами. Серость города берет».
Яркие личности с собственным мнением и пониманием театрального дела, видением и знаниями становятся не нужны в нынешнее время, полагает экс-чиновник. «Если серьезно подумать, то,
единожды проявив принципиальную позицию, можно сейчас лишиться работы. Для людей, не формально, а на самом деле посвятивших свою жизнь театральному делу, это трудно и горько.
Можно научиться и приспособиться делать и другое дело, и, я уверена, получится не хуже, — говорит Шерменева, — но зачем тогда весь этот огромный опыт, знания и понимание театра?»