Владимир Мединский объявил об увольнении Бориса Мездрича в воскресенье, 29 марта. «За невыполнение указаний учредителя» — именно так цитирует слова официальных представителей Минкульта агентство РИА «Новости».
Под учредителем, скорее всего, имеется в виду сам федеральный минкульт — именно ему, а не городскому или областному культурному начальству подотчетна Новосибирская опера.
Бывший директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич
Евгений Курсков/ТАССКаковы могли быть указания, агентство не указывает — однако, как стало известно «Газете.Ru»,
формальным поводом для увольнения может стать возможное отсутствие возрастной маркировки на рекламной продукции оперы «Тангейзер».
Эта постановка молодого режиссера Тимофея Кулябина стала поводом для одного из самых громких скандалов в культурной сфере за последние несколько лет: интерпретация оперы Рихарда Вагнера, в которой Тангейзер из рыцаря-мейстерзингера превращен в современного кинорежиссера, снимающего фильм о потерянных годах Христа (которые тот якобы провел в «гроте Венеры», предаваясь плотским наслаждениям), возмутила православную общественность Новосибирска и лично митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Вместе с несколькими другими организациями патриотической направленности епархия в судебном порядке обвинила Кулябина и директора театра Бориса Мездрича в «намеренном осквернении религиозных символов».
Однако
Десятый мировой суд Новосибирска признал обоих невиновными «за отсутствием состава правонарушения» в их действиях. После завершения процесса митрополит Тихон в открытом письме Владимиру Мединскому потребовал снять оперу с репертуара театра.
После окончания процесса «Тангейзер» дважды шел в Новосибирской опере — оба раза при полном аншлаге; на втором представлении зрители устроили овацию. Публика заметила, что в оформление спектакля внесены коррективы: на месте постера «фильма», который снимает Тангейзер-кинорежиссер, висело белое полотно. Инициатором этой замены, как выяснилось позже, стал Мездрич — именно рекламный плакат фильма, вывешиваемый в определенный момент действия на сцене, разозлил православную общественность сильнее всего: там был изображен Христос между ног обнаженной женщины.
Неделю назад митрополит Тихон прямо на проповеди в довольно радикальной форме призвал своих прихожан на «молитвенное стояние» против оперы, которое состоялось в день увольнения Мездрича, 29 марта, и собрало более 3 тыс. человек.
Из Москвы для участия в митинге приехал депутат Николай Валуев. Бывший боксер заявил на митинге буквально следующее: «Мы не должны допускать подобные постановки».
Накануне в качестве оперного критика выступил и зампрокурора города Игорь Стасюлис, представлявший на процессе сторону обвинения:
«Что, постановка от этого изменилась? Образ Иисуса Христа не перестали использовать. Там же не появился рыцарь Тангейзер? Вот когда появится, скажем, что да, действительно, все в порядке».
Прокуратура решила обжаловать оправдательный приговор, заседание апелляционной инстанции состоится в начале следующей недели. Вступиться за оперу решила и интеллигенция Новосибирска, написавшая открытое письмо городским властям с требованием взять свободу творчества в театре под свою защиту. 5 апреля в областном центре пройдет общественная акция в поддержку «Тангейзера» — о намерении присоединиться к ней заявили московский «Театр.Doc» и еще несколько театральных площадок в разных городах России.
Интересно, что именно Мездрич с самого начала выступал за диалог с церковью. Как только Новосибирская епархия заявила о своих претензиях к постановке и намерении судиться,
теперь уже бывший директор театра обратился к митрополиту Тихону с предложением сесть за стол переговоров и поискать компромисс. При этом Мездрич оговаривал презумцию неприкосновенности творческого замысла режиссера.
Интересно, что Минкульт РФ, 29 марта вспомнивший о своих правах учредителя, во время скандала и процесса над театральными деятелями предпочитал отмалчиваться и ситуацию не комментировал. Чего не скажешь о театральной общественности: открытые письма в защиту Кулябина и Мездрича написали руководитель МХТ Олег Табаков (он назвал происходящее «травлей»), глава Театра им. Ермоловой Олег Меньшиков, руководитель СТД РФ Александр Калягин и многие другие; Тимофея Кулябина пригласили на постановки в свои театры руководитель Большого Владимир Урин и «Ленкома» Марк Захаров. «Неприемлемым» назвал преследование авторов постановки оперы советник президента России по культуре Владимир Толстой, отметивший при этом, что «уважать любые чувства других людей — это правильно».
После завершения процесса федеральное министерство культуры созвало рабочую группу при Общественном совете ведомства, на которую пригласило как противников оперы, так и сторонников Кулябина и Мездрича. Голос последних на заседании почти не прозвучал — именно поэтому в итоговой резолюции коллегиальный орган призвал «внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты» и напомнил, что
«в противном случае у ведомства есть право и обязанность… принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе лишать финансирования подобные постановки».
Однако, как видно, Владимир Мединский решил пойти другим, административным путем.
Назначенный новым директором Новосибирской оперы Владимир Кехман показал себя яростным критиком «Тангейзера». «То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство, — заявил Кехман после заседания Общественного совета. —
Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников.
Не скрою, я разговаривал с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара».
Кехман — фигура в театральном мире яркая и противоречивая. В 2007 году он возглавил петербургский Михайловский театр, оставаясь при этом одним из основателей компании JFC, одного из крупнейших российских импортеров фруктов. Многие отмечали успехи бизнесмена в руководстве театром: так, в 2011 году в труппу Михайловского из Большого перешли блистательные солисты балета Наталья Осипова и Иван Васильев. До того руководителем балетной труппы стал всемирно известный хореограф Начо Дуато. Сотрудники театра отмечали повысившийся уровень благосостояния у всего коллектива Михайловского.
Однако в 2012 году компания JFC объявила себя банкротом, а ряд российских банков подали против нее иски о «хищении заемных средств», рассказал сайт Forbes.Ru. В 2013 году в кабинете Кехмана в театре прошел обыск. Сам он отрицал свое участие в деятельности компании, ссылаясь на занятость в театре, и заявил о полной поддержке следственных действий. Тем не менее в 2014 году Кехмана признали обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах. Все эти события не повлияли на решение правительства Петербурга продлить контракт с руководителем театра на пять лет. Свой нынешний пост директора Новосибирской оперы Кехман будет совмещать c прежним постом в петербургском Михайловском театре.
Борис Мездрич уже заявил, что не будет обжаловать свое увольнение.