В финале первого фильма подростковой саги о постапокалиптическом, разделенном на пять фракций мире его равновесие затрещало сразу по нескольким швам. Во-первых, расчетливые Эрудиты совершили государственный переворот, вырезав смиренных Отреченных.
Во-вторых, дочка главы Отречения Трис Прайор оказалась дивергентом — склонным к службе во всех фракциях универсальным солдатом, а значит, угрозой привычному укладу жизни.
Теперь Трис и ее возлюбленный Фор вынуждены искать поддержки у Дружелюбных (улыбчивые фермеры посылают их куда подальше) и изгоев — деклассированных маргиналов, которых возглавляет мать Фора. Вождь Эрудитов Жанин тем временем пытается вскрыть послание от загадочных Основателей, заложивших основы местного общества, и для этой цели ей нужен лучший дивергент, то есть Трис.
Романная трилогия «Дивергент» была написана совсем юной Вероникой Рот и моментально стала бестселлером на волне популярности «Голодных игр», на которые новая подростковая франшиза похожа по антуражу.
Первую картину цикла, выпущенную год назад, поставил Нил Бергер — один из лучших современных жанровых постановщиков, режиссер «Иллюзиониста» и «Областей тьмы». «Дивергент» под его контролем дебютировал на экране весьма достойным романом воспитания про будущее (в котором, впрочем, для подростковой аудитории было многовато смертей).
Картина напоминала лучшие фильмы саги о Гарри Поттере, поставленные режиссерами уровня Альфонсо Куарона, умеющими спрятать сценарные клише за визуальной изобретательностью.
В случае с «Дивергентом» в этой роли выступали эффектно обставленные видения героини, похожие то ли на сюрреалистические опыты Терри Гиллиама, то ли на постмодернистские хорроры типа «Астрала».
На площадке «Инсургента» режиссерское кресло занял постановщик фильмов «РЭД» и «Жена путешественника во времени» Роберт Швентке, который даже из блистательных идей умеет сделать довольно среднее кино, зато с прекрасными актерами. Это и произошло с «Инсургентом». Кейт Уинслет каждый вход в кадр превращает в собственный перформанс, даже жаль, что в дальнейших двух фильмах ее персонажа, по-видимому, не будет.
Зато, очевидно, будет Наоми Уоттс, которая наконец вышла из амплуа бюджетного клона Николь Кидман и в каждом следующем фильме играет все лучше и лучше.
Однако в этих отличных актерских работах нет режиссерской заслуги, один только профессиональный опыт исполнительниц. Особенно очевидно это по тому, насколько беспомощно смотрится на экране исполнительница главной роли Шайлин Вудли — актриса явно талантливая, но не имеющая представления о том, что ей надо играть.
Впрочем, фантастический блокбастер вполне может обойтись и без блистательной актерской игры, довольно было бы и визионерского куража, который авторам «Инсургента» тоже, судя по всему, не знаком. Вместо эффектных видений из первого фильма Швентке довольно педантично перенес на экран все свойственные подростковому кино штампы. В итоге особенно драматичные по мысли сценаристов эпизоды максимально невыносимы: «Инсургент» легко просчитывается на 20 минут вперед любым зрителем старше 15 лет, что превращает двухчасовой сеанс в изнурительную борьбу с зевотой. Ну а рекомендовать его, видимо, можно лишь тем фанатам подростковых антиутопий, которым надо любой ценой перебить аппетит до выхода финала «Голодных игр».