«Мода и вымысел» Джана Паоло Барбьери
У истории модной фотографии и биографии итальянского классика Джана Паоло Барбьери много точек пересечения. Он сотрудничал с Лукино Висконти и Федерико Феллини, делал обложки для итальянского Vogue и еще дюжины главных модных журналов. В 1960-х Барбьери открыл новый способ обращаться с фэшн-искусством: он громоздил в кадре фантастические миры, а также совмещал функции стилиста, фотографа и сценографа.
Кажется, что такие снимки мог бы делать Льюис Кэрролл, если бы занимался глянцевой фотографией.
Его работы напоминают не то застывшие сценки театра-варьете, не то кадры из сюрреалистического кино. Среди его моделей были Одри Хепберн, Моника Беллуччи и Вивьен Вествуд, а заказчиками — Валентино, Армани, Версаче и Джанфранко Ферре. В 1990-е Барбьери занимается трэвел-фотографией. 26 февраля — 5 апреля
Альберт Уотсон
Оставив работу учителя начальной школы, шотландский фотограф Альберт Уотсон начал карьеру в косметической компании Max Factor, очень скоро сделавшись ее арт-директором. Сегодня он — один из самых успешных коммерческих фотографов. На его счету съемки для GQ и Harper's Bazaar, рекламные кампании для Gap, Levi's и Chanel и полтысячи телевизионных роликов для модных корпораций.
Уотсон снимал юного Джонни Деппа и Наоми Кэмпбелл, Уму Турман и Энди Уорхола, Дэвида Боуи и Альфреда Хичкока с общипанным гусем.
Его снимки — это всегда лаконичные и четкие изображения, будь это неизвестная женщина-доминатрикс или обнаженная Кейт Мосс, четыре фотопортрета которой были проданы на аукционе Christie's за $362 тыс. Визитной карточкой для него стал сделанный в 2006 году снимок Стива Джобса, от которого фотограф требовал «стопроцентного контакта глаз с камерой». 28 февраля — 10 мая
Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века
«Рыболюди» на крылатых колесницах, кокетливые кентавры в пальто и шляпах-котелках, а также торчащие из капусты младенцы: на первый взгляд кажется, что 300 фотооткрыток с выставки «Сюрреалистический иллюзионизм» — это смонтированные и раскрашенные вручную пустяки. Но именно эти явления массовой культуры опередили расцветший в 1920–1930-е годы сюрреализм и дадаизм лет на двадцать.
В конце 1890-х годов европейские фабрики, которые занялись выпуском фотооткрыток, создали целую индустрию, впитавшую и нарождающийся кинематограф, и технические новинки вроде аэропланов.
На изображениях — буйство допотопного сюра, таинственный и зловещий мир искаженных пропорций и образов. Он выглядит как волшебная сказка, привидевшаяся Гофману, одичавшему в век технологических открытий. 26 февраля — 19 апреля
Как рождается мода. 100 лет фотографии из архива Conde Nast
Выставка «Как рождается мода» — своего рода энциклопедия глянца, которую изготовил наконец открывший свои архивы издательский дом Conde Nast. За сто лет своей истории он выпускал журналы GQ, Vogue, Tatler и Vanity Fair, а также одним из первых сформулировал мысль, что
модный журнал — это не набор ярких тряпок, а проводник по новому языческому миру с его идолами и ритуалами.
Для Conde Nast снимали Питер Линдберг, Эдвард Штайхен и Ги Бурден. Выставка в МАММ не столько о смене потребительских предпочтений, сколько о разрастающейся мифологии и привыкании фотографии к языку глянца. 28 февраля — 7 апреля
«Традиция и каприз» Феликса и Поля Надаров
Феликс Надар по духу был фотографом-романистом, который снимал Шарля Бодлера, Виктора Гюго и Эдуарда Мане. В его архиве хранятся портреты в диапазоне от Наполеона III и Александра III до анархиста Бакунина и Петра Кропоткина, а также циркачи и танцовщики, актеры и прочая скучающая богема, как будто сошедшая с картин Анри Тулуз-Лотрека. Надара называли Тицианом от фотографии. По его фотографиям писал портреты классицист Энгр. Именно он предоставил помещение для самой первой выставки импрессионистов 1874 года и стал первым фотографом, делающим снимки с воздушного шара. Поль Надар — его сын, унаследовавший архив и профессию отца. 13 марта — 26 апреля