Рыцарь в латах и глухом шлеме мчится на коне по улицам Москвы — мимо храма Христа Спасителя, мимо Кремля, по Тверской, по Бульварному кольцу. Вокруг ездят машины, ходят люди в современной одежде. Конечная точка его маршрута — Театр Российской армии, у которого рыцарь спешится и пройдет за кулисы.
Такой видеозарисовкой начинается представление под названием «100, или Танцы со временем», поставленное Юлием Гусманом, которое будет посвящено совершенно беспрецедентному событию — 100-летнему юбилею старейшего актера русской сцены Владимира Зельдина.
Гусман и Зельдин работают вместе относительно недавно, всего десять лет. Недавно — это если рассматривать с точки зрения жизни Зельдина в театре: впервые артист вышел на сцену в 1938 году.
К 90-летию актера, начавшего сниматься у Пырьева и Эйзенштейна, Гусман поставил спектакль «Человек из Ламанчи», который с тех пор идет в Театре армии с аншлагами. К 95-летию — постановку «Танцы с учителем», сокращенную версию которой покажут в первом отделении бенефисного концерта.
Во втором на сцену, по предварительным данным, юбиляра выйдут поздравлять Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, братья Запашные и многие другие знаменитости.
«Газета.Ru» предположила, какие кино- и театральные роли будут вспоминать поздравляющие.
«Свинарка и пастух»
Старейший в мире действующий артист театра попал на большую сцену через кино, а туда, в свою очередь, через Театр транспорта: помощница великого Ивана Пырьева увидела молодого актера в одном из спектаклей и порекомендовала его своему шефу. Тот пригласил его в свою музыкальную комедию «Свинарка и пастух» на роль дагестанского пастуха Мусаиба, претендующего на сердце прекрасной Глаши (эту роль исполнила Марина Ладынина).
Фильм, вышедший на экраны в 1941 году, имел успех и у публики, и у высшего руководства страны.
Какое-то время Зельдина называли любимым артистом Сталина, что, кажется, было недалеко от истины. Артист во время войны выезжал на фронт в составе агитбригад, и солдаты неизменно встречали его с восторгом.
«Учитель танцев» и «Тот самый Мюнхгаузен»
После конца войны Зельдину довелось сыграть роль, которая стала потом сквозной для его карьеры, образом-лейтмотивом для всей его жизни в искусстве, — дворянина Альдемаро в «Учителе танцев» по Лопе де Веге; эта роль стала для него первой на сцене Театра Советской армии. Бедный дворянин, влюбляющийся в девушку, просачивается в дом возлюбленной под видом танцмастера и старательно добивается большого чувства;
о том, насколько этот сюжет в исполнении Зельдина понравился зрителям, можно судить по тому, что спектакль этот был сыгран более 1000 раз.
Легко увидеть параллель в жизни: кажется, у Зельдина не было в театре года без роли, однако далеко не все из них были звездными и заметными; старательность и актерская пластичность, помноженные на тонкое чутье к карнавально-водевильной стилистике, сделали его профессионалом высшей пробы еще в 1950-х. Однако до следующей заметной работы — Серебрякова в «Дяде Ване» Алексея Попова — ему пришлось ждать долго, до 1971 года. Кстати, за год до выхода этого спектакля он сыграл эту же роль в знаменитой картине Андрея Кончаловского.
По-настоящему сильной (и главной) роли ему удалось дождаться только к концу 1970-х:
именно на него Григорий Горин по заказу Театра Советской армии написал пьесу «Тот самый Мюнхгаузен», позже ставшую всесоюзно известной в киноисполнении Марка Захарова с Олегом Янковским в главной роли.
А в 1977 году Зельдину довелось стать первым исполнителем роли тонкого и ироничного барона, утверждающего, что все самые большие глупости делаются с серьезным выражением лица.
Иностранец в своем отечестве, или 50 лет спустя
Кино не баловало Зельдина главными партиями: в знаменитой «Карнавальной ночи» молодого Эльдара Рязанова, по которой многие помнят артиста, роль ему досталась довольно небольшая.
Зато хорошо эксплуатировало его стать и аристократизм: ему доверяли роли иностранцев в отечественных фильмах на зарубежные сюжеты.
В «Миссии в Кабуле» он играл британского военного атташе, в экранизации «Вина из одуванчиков» — Джона Бентли, позже в эпической «Блокаде» — фельдмаршала фон Лееба. Позже, уже в 1980-х, — комиссара полиции в «Тайне «Черных дроздов», сенатора Фэллоуза в «Рафферти», госсекретаря США в «Победе». Однако самой стильной и по-настоящему главной стала для него роль в «Десяти негритятах» Станислава Говорухина в 1987 году.
В единственной в истории кино экранизации камерного триллера Агаты Кристи он сыграл судью Уоргрейва, вершащего свой суд над девятью грешниками, собранными им на отдаленном острове.
У каждой эпохи находилась своя роль для Зельдина; так, одной из последних его работ является вовсе не маленькая партия в четвертом и пятом сезонах противоречивого сериала «Сваты». Это не единственная многосерийка, где артисту нашлось место: сыграл он и в «Даше Васильевой, любительнице частного сыска», и даже в «Ералаше». Задействовали артиста и Эльдар Рязанов в своем печальном «Андерсен. Жизнь без любви», и Вера Глаголева в «Чертовом колесе». Не чурался Зельдин и «сиквелов» своих нашумевших ролей; так, в «Парке советского периода» Юлия Гусмана в рамках своего камео снова сыграл пастуха Мусаиба, а в «Карнавальной ночи. 50 лет спустя» — клоуна Топа, постаревшего на десятки лет.
«Человек из Ламанчи»
Актеров, с которыми режиссеры работают из постановки в постановку, часто называют «талисманами». В случае с режиссером Юлием Гусманом и Владимиром Зельдиным эта связь кажется обоюдной. К 90-летию артиста режиссер поставил на сцене Театра армии «Человек из Ламанчи» по пьесе Дейла Вассермана. Зельдин рассказывал, как на отдыхе признался Гусману, что всю жизнь мечтал сыграть Дон Кихота. Сказано — сделано: музыкальная постановка по бродвейской пьесе о Сервантесе, пишущем свой «последний рыцарский роман», появилась на сцене Театра армии. И никуда не исчезла: уже 100-летний артист минимум раз в месяц до сих пор выходит петь и пританцовывать на самые большие театральные подмостки Москвы.
Второй их совместной работой стали «Танцы с учителем» — автобиографическая постановка, в которой Зельдин скрывается под прозрачным псевдонимом Неделин и вместе с режиссером рефлексирует свой огромный творческий путь.
Для кого точно артист Владимир Зельдин является талисманом, так это для своего театра: аншлаги спектаклям со своим участием обеспечивает именно он. И не только тем фактом, что является, видимо, старейшим из действующих артистов во всем мире. Блестяще знающий свою органику, умеющий отыгрывать свой статус возрастного актера, досконально знающий ремесло профессионал, умеющий одновременно смиренно и увлеченно превращаться из лихого премьера в «поддерживающего» артиста или даже актера эпизода, — все эти безусловные театральные и человеческие добродетели и дали Зельдину возможность сохраниться как в профессии, так и в жизни.