Марлен Дюма в «Тейт Модерн»
Лондон, 5 февраля — 10 мая
В Лондоне открывается ретроспектива Марлен Дюма — южноафриканской художницы, перебравшейся в Голландию, феминистки и провокаторши, которая нарисовала серию портретов «Знаменитые русские гомосексуалисты» для биеннале современного искусства «Манифеста 10» в Эрмитаже. Ее визитная карточка — написанные «по мокрому» экспрессивные акварели большого формата, в которых узнается сама художница, ее дочь или, например, Эми Уайнхаус, Наоми Кэмпбелл и Усама бен Ладен.
Суровый психодел с документальной основой: искаженные судорогой лица напоминают посмертную маску и кадры из эстетского порно одновременно.
Дюма работает с темами сексуальности и чувства вины, нормой и патологией, проблемами гендера и расы, национальными стереотипами. Сегодня она одна из немногих говорит о связи политики и эротики, фобиях и маниях общественного сознания, которые в ее работах конвертируются в глубоко интимные переживания. Осмотр на выставке «Изображение как бремя» начинается с ранних работам Дюма, а завершится ее последними опытами из серии «Великие люди», среди которых фигурируют, например, Сергей Дягилев, Петр Чайковский, а также журналист Антон Красовский.
«От Боттичелли к Браку» в Fine Arts Museums of San Francisco
Сан-Франциско, 7 марта — 31 мая
В Музее изящных искусств Сан-Франциско предлагают довольно минималистичное и наглядное изложение истории искусства — всего 55 работ, ведущих зрителя от Боттичелли и Тициана к Клоду Моне и Жоржу Браку. Среди них, например, «Мадонна перед спящим младенцем» Боттичелли, которая не выставлялась за пределами Шотландии больше 150 лет, «Портрет Маргарет Линдсей» Аллана Ремзи (после его появления к художнику обратилась за заказом сама королева) и революционный для своего времени бодегонес «Старая кухарка» Веласкеса — гибрид бытовой зарисовки и натюрморта, действие которого традиционно происходит на кухне. Выставка стала своего рода поиском реагентов, соединение которых породило и вибрирующий цвет импрессионистов, и дюжину изобретений ХХ века.
Savage Beauty Александра Маккуина в Музее Виктории и Альберта
Лондон, 14 марта — 19 июля
Александр Маккуин — четырежды признанный лучшим британским модельером года дизайнер — с помощью своих коллекций высказывался на тему экономического кризиса и отношений Англии и Шотландии, которые называл «изнасилованием» последней.
Его вдохновляли вампиры и викторианские проститутки, чернокожие рабы и душевнобольные, а также расстрелянная царская семья Романовых, превратившаяся в сознании модельера в красные кружевные платья и маски палача.
Выставка-блокбастер Savage Beauty, билеты на которую раскупают активнее, чем на рок-концерты, впервые прошла в нью-йоркском музее «Метрополитен» в 2011 году. Теперь фотографии и одежда едут на гастроли в Лондон. Экспозиция объединила работы Маккуина в диапазоне от его выпускной коллекции 1992 года, которую он посвятил Джеку Потрошителю, до последнего незавершенного сезона осень-зима 2010. В феврале 2010 года модельер покончил с собой в возрасте сорока лет.
Ван Гог в музее «Метрополитен»
Нью-Йорк, 12 мая — 16 августа
Главным произведением на выставке в Нью-Йорке являются не картины Ван Гога, а факт их встречи в одном пространстве. «Ирисы» были написаны в 1889 году, когда художник находился в лечебнице близ Сен-Реми-де-Прованс. «Розовые розы» — в последние месяцы жизни, в 1890 году. И то и другое полотно стали знаменем кратковременной победы разума над болезнью.
В них нет ни тревоги, ни болезненной пестроты, на которой держится, например, его знаменитая серия «Подсолнухов»: ничего нервозно-желтого или землисто-зеленого — примет отступающего сознания.
Это не воплощенная в живописи реакция на ужас близящейся смерти, а «громоотвод», как сам художник назвал «Ирисы». Мягкие цвета и орнаментальный контур делают их похожими на японскую гравюру. На выставке в музее «Метрополитен» можно будет увидеть всю цветочную серую Ван Гога и эскизы к ней.
Анри Матисс в Стеделик-музее
Амстердам, 27 мая — 16 июня
В середине 1940-х Анри Матисс, к тому времени передвигающийся на инвалидной коляске, по состоянию здоровья отказывается от живописи и принимается за аппликации из обрезков цветной бумаги. Его силуэты людей и птиц, цветы, морские водоросли и пальмовые листья — двухмерные, плоские изображения — сконцентрировали в себе заряд неслыханной простоты и точности.
Вместо того чтобы создавать искусственный гибрид формы, цвета и эмоции, он как будто «проращивает» одно в другое.
Это не диагностирование конца искусства, а самое его начало: силуэты напоминают то ли вырвавшихся на свободу и обретших цвет персонажей театра теней, то ли наскальные рисунки дикарей. В 1947 году они были собраны в книге под названием «Джаз». Выставка «Оазис Матисс» соединила хрестоматийные аппликации Матисса с витражами и живописными работами из постоянной коллекции музея.