Минкультуры определилось с протекционистскими мерами по защите российской кино. Ведомство изменит форму прокатных удостоверений — теперь в них будет указана фиксированная дата релиза картин. Это позволит защищать российские фильмы-события в прокате; даже выданное удостоверение можно аннулировать в случае, если выход какой-либо ленты будет угрожать сборам картин, которые сняты при участии государства. Об этом заявил министр Владимир Мединский во время совещания с представителями российских компаний-дистрибьюторов. Правда, он уточнил, что Минкультуры не планирует применять эту меру постоянно.
«Нам важно, чтобы они имели шанс отбить кассу. Биться за каждый фильм мы тоже не будем: мы ставим приоритет финансовый или политический, идеологический»,
— приводит слова Мединского ТАСС.
Подготовленный проект соответствующего приказа уже направлен в Минюст, подтвердили «Газете.Ru» в ведомстве, не уточнив, когда ожидается утверждение документа.
На заседании Мединский в качестве примера российского фильма-события привел картину Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие» — новую экранизацию повести Бориса Васильева. Выход этой ленты приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, а в кинотеатрах она появится с 30 апреля.
«Я прошу всех не «давить» эту дату. Конечно, будет лучше, если вы договоритесь сами. Если не получится договориться по-хорошему, мы интересы российского кино будем защищать», — подчеркнул Мединский.
Защищать интересы российского кино планируется от марвеловского кинокомикса «Мстители: Эра Альтрона», релиз которого намечен на эту же дату; в остальных странах эта картина начнет выходить с 22 апреля, а в США ее прокат начнется с 1 мая. В России ее прокатывает «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг»; среди фильмов, которые она выпускала в прокат, — «Высоцкий. Спасибо, что живой» (867,5 млн руб. в 2011 году) и самый кассовый фильм отечественного кинорынка, «Сталинград» Федора Бондарчука (1,67 млрд руб. в 2013 году).
«Наша компания полностью поддерживает необходимость развития российского кино и уже активно принимает участие в этом процессе, выпуская в прокат отечественные фильмы, — приводятся в ответе на запрос «Газеты.Ru» слова гендиректора компании Антона Сиренко. — Мы выпускаем в прокат большое количество российских картин, как имеющих национальное значение (например, «Сталинград»), так и фильмов в стиле арт-хаус (таких, как «Рассказы», «Звезда» и т.д.). Также мы уделяем особое внимание развитию кадров для российского кинематографа, прокатывая такие кинопроекты молодых талантливых российских режиссеров и сценаристов, как проект «Счастье – это…», находящийся в производстве под эгидой компании Disney.
Мы несомненно готовы полностью координировать даты выхода наших картин с выходом в прокат российских фильмов».
По мнению гендиректора экспертно-исследовательской организации «КиноЭкспертиза» Олега Иванова, если какие-то фильмы неинтересны широкой аудитории, то и никаких лоббистских маневров государство делать не будет. Фильмов-событий же за год появляется не больше десяти.
«Если государство один раз в месяц будет поддерживать выход отечественной картины, это будет вполне разумная мера в случае, если продюсеры не в состоянии договориться между собой. Это важная оговорка», — отметил Иванов, добавив, что Минкультуры не собирается брать на себя функцию инспектора дат выхода всех картин.
«Ведомство резервирует для себя специальный ход на случай, если договоренность между российскими продюсерами и прокатчиками западного кино не может быть достигнута, — уверен эксперт. — Насколько Минкультуры реально будет этим пользоваться — зависит от способности к договору наших западных коллег».
В Минкультуры уточнили, что есть удачные примеры согласования дат выхода. Так, исторический «Батальонъ» Дмитрия Месхиева, который рассказывает о женском батальоне, созданном Временным правительством в 1917 году, будет выпущен 19 февраля, как и планировалось, а приключенческая драма «Территория» Антона Мельника переехала на 16 апреля. Таким образом, отмечают в ведомстве, два российских релиза не будут одновременно бороться за зрителей в кинотеатрах. Примечательно, что «Батальонъ» прокатывает также российское отделение The Walt Disney Company.
В ведомстве привели и обратные примеры, напомнив о совпадении дат релизов анимационного «Города героев» и комедии Жоры Крыжовникова «Горько 2», конкуренции предолимпийских «Чемпионов» с фильмами «Я, Франкенштейн» и «Геракл. Начало легенды», о том, что «Подарок с характером» Карена Оганесяна, главную роль в котором сыграл Михаил Галустян, вышел в один день с «Люди Икс: Дни минувшего будущего», а через неделю был окончательно вытеснен из кинотеатров сказкой «Малефисента». Кроме того, в Минкультуры указали, что российские фильмы, которые шли в кинотеатрах в недавние новогодние каникулы, не смогли полностью реализовать свой кассовый потенциал — зрители шли на «Седьмого сына», который снял в США Сергей Бодров, и на пеплум Ридли Скотта «Исход: Цари и Боги».
Отметим, что по сборам за первые две недели 2015 года анимационный фильм «Три богатыря: Ход конем» остался на третьем месте (818 млн руб.), но по количеству зрителей (3,33 млн) опередил и «Седьмого сына» (3,05 млн), и «Исход» (2,53 млн).
Иванов отметил, что доминирование западных релизов, которые могут полностью занимать все сеансы, неправильно — зрителям нужно разнообразие по жанру и по тематике.
«Не все люди любят «Хоббитов». У нас, к сожалению, нет антимонопольных мер, но, на мой взгляд, не больше 30% экранов должны принадлежать одному фильму», — заметил Иванов, напомнив, что успех российских релизов нередко зависит от качества их продюсеров — как в случае с «Легендой 17».
«Леониду Верещагину благодаря его мощи и продюсерскому опыту удалось раздвинуть другие западные фильмы, он приложил титанические усилия — и иначе мы бы этого фильма просто не увидели, и всё. Не было бы такого резонанса. То же самое было бы со «Сталинградом», если бы не Бондарчук», — сказал Иванов.
По его словам, государство обязано регулировать кинопрокат и не должно устраняться, поскольку рыночное регулирование практически нигде не работает, в том числе и за рубежом, где эту проблему решают с помощью некоммерческих организаций.
«Мейджоры зарабатывают очень приличные деньги в России, и они в любом случае будут за них биться. Если их немножко подвинуть, они становятся только более сговорчивыми», — заключил Иванов.