Дмитрий Медведев отдал устное поручение Министерству культуры подготовить предложения по поправкам в так называемый закон о мате, который объединяет пакет поправок в различные нормативные акты и запрещает прокат и показ фильмов, театральные постановки, книги и исполнение музыкальных композиций, в которых есть обсценная лексика. Об этом рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией.
Поручение совпало по времени с открытым письмом деятелей театра и кино на имя председателя правительства.
Обращение подписали Федор Бондарчук, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Олег Табаков и Владимир Хотиненко.
Они фактически призвали вернуться к старой редакции закона, согласно которому использование мата в произведениях искусства допускалось в случае, если он являлся неотъемлемой частью художественного замысла. Прокат фильмов, в которых есть нецензурная лексика, считают авторы письма, следует ограничивать с помощью прокатных удостоверений с возрастным ограничением «18+», сообщает ТАСС со ссылкой на Бондарчука.
В Министерстве культуры в ответ на запрос «Газеты.Ru» подтвердили, что «нецензурной лексики в фильмах для зрителей до 18 лет быть не должно» и что ведомство будет отстаивать именно эту позицию.
«Что касается взрослой аудитории, необходимо учитывать, что есть фильмы, предназначенные для фестивального просмотра», — сказано в ответе министерства. — «По мнению ряда кинематографистов, в этих фильмах может содержаться нецензурная брань, которая оправданна и является дополнительным средством художественной реализации авторского замысла». В ведомстве сообщили, что в настоящее время предложение о внесении поправки в действующее законодательство, которая предусматривает возможность выдачи прокатных удостоверений с возрастным ограничением «18+» для таких фильмов, находится на рассмотрении.
«При этом необходим строгий контроль за тем, чтобы несовершеннолетние на такие фильмы не попадали. Необходимо более жестко прописать эту обязанность и установить ответственность для владельцев кинотеатров», — заключили в Минкультуры.
В соответствии с новым законом, принятым весной 2014 года и вступившим в силу с 1 июля, изменялся ФЗ «О государственном языке», а также некоторые подзаконные акты, в соответствии с которыми, например, запрещался показ российских фильмов без прокатного удостоверения — а получить таковое при наличии в картине ненормативной лексики было невозможно. Новые правила привели к тому, что часть фестивалей была вынуждена корректировать свои отечественные программы, так как не все потенциальные участники успели получить необходимые документы.
Кроме того, под вопросом оказался прокат таких фильмов, как «Левиафан» Андрея Звягинцева (на момент вступления закона в силу — призер Каннского кинофестиваля) и «Да и да» Валерии Гай Германики (премия за режиссуру на ММКФ).
«Указанная норма приводит к невозможности публичной демонстрации кинематографических произведений, обладающих высокими художественными достоинствами, но при этом реалистично демонстрирующих негативные проявления общественной жизни, включая использование героями фильмов нецензурной брани», — приводит ТАСС отрывок из письма на имя премьер-министра.
Вместе с тем председатель думского комитета по культуре и один из инициаторов «закона о мате», режиссер Станислав Говорухин сказал «Интерфаксу», что не поддерживает авторов письма и не считает нужным отменять запрет нецензурной лексики в кино.
«Такие поправки не поступали в комитет и, надеюсь, не поступят», — приводит агентство слова Говорухина.
Противоположного мнения придерживается заместитель Говорухина, режиссер Владимир Бортко: он уверен, что запрещать мат не нужно, достаточно ограничить прокат. По мнению же Говорухина, только возрастными ограничениями этот вопрос урегулировать нельзя.
Примечательно, что продюсеры, например, «Левиафана», который за прошедшие полгода стал лауреатом множества премий (в их числе «Золотой глобус») и вошел в шорт-лист «Оскара», согласились убрать из фильма нецензурную лексику — именно в таком виде картина выйдет в российский прокат 5 февраля.
С «запиканным» матом показывалась на Первом канале и картина Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» («Серебряный лев» за режиссуру Венецианского кинофестиваля).
Согласилась убрать из своего фильма мат и Валерия Гай Германика — ее фильм, продюсером которого был Федор Бондарчук, был переозвучен и теперь может выйти в прокат; дата релиза предварительно намечена на март 2015-го.
Вместе с тем режиссер Наталья Мещанинова еще летом прошлого года категорически отказалась «уродовать» свой фильм «Комбинат «Надежда» (участник конкурса «Кинотавра-2014»); она рассказала, что пыталась снять версию фильма без мата, но получилось плохо. Дата начала российского проката «Комбината «Надежда», в котором рассказывается о молодых людях Норильска, пока не назначена.