Военные драмы не самая популярная продукция американского кинопрома. Так, первое место в рейтинге этого жанра по всем параметрам занимает кинокомикс «Первый мститель», а почетное второе удерживает блокбастер «Перл-Харбор». Впрочем такое распределение понятно: «Мститель» входит в раскрученную марвеловскую вселенную о приключениях популярных супергероев, а начало Второй мировой на тихоокеанском театре боевых действий – одна из главных легенд США.
Военная драма «Ярость» поддержала существующую традицию: за уикенд 17–19 октября в Северной Америке фильм заработал $23,5 млн, которых вполне хватило на то, чтобы фильм стал лидером проката.
Фильм снял Дэвид Эйр, сценарист и режиссер, для которого тема войны довольно близка. В 2000 году вышла снятая по его сюжету «Ю-571», посвященная захвату немецкой подводной лодки. Потом в карьере Эйра были сценарии к «Тренировочному дню» и самому первому «Форсажу», самостоятельная режиссерская работа («Крутые времена», «Патруль» и «Саботаж» с Арнольдом Шварценеггером). Сейчас он возвращается к старому, но основывается уже не на исторических фактах. Речь в «Ярости» идет о танке «Шерман» из 2-й бронетанковой дивизии, который в апреле 1945 года оказался за линией фронта и экипаж которого во главе с сержантом по прозвищу Боевой Папаша (его сыграл Брэд Питт) попытался в одиночку завершить войну.
В свой стартовый уикенд «Ярость» выступила на уровне недавнего авторского проекта Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами» (эта картина начала с $22 млн и до первого места не добралась), но вот в сравнении с другими военными драмами проигрывает сильно. Например, «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга в 1998 году заработала на старте $30,6 млн (при несравнимой цене билетов), а «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино в 2009-м – и вовсе $38 млн.
Проиграла «Ярость» и недавним фильмам с таким же, как у нее, рейтингом R – «Великому уравнителю» ($34,1 млн) и «Исчезнувшей» ($37,5 млн).
Тем не менее свой 68-миллионный бюджет картина, скорее всего, окупит, а неплохой прием критиков (80% положительных отзывов на Rotten Tomatoes) позволяет «Ярости» надеяться на лучшее – например, на пару номинаций на «Оскар»; примечательно, что, по данным русского «Форбса», одним из продюсеров фильма был Антон Лесин, сын главы «Газпром-Медиа Холдинга» Михаила Лесина, который также принимал участие в продюсировании предыдущего проекта Эйра — «Саботажа». В России выход фильма немного задержится: чтобы дать возможность хорошо выступить отечественной комедии «Горько 2», релиз «Ярости» назначен на 30 октября.
«Исчезнувшая» Дэвида Финчера, экранизация одноименного бестселлера Гиллиан Флинн с Беном Аффлеком и Розамундой Пайк в главных ролях, сдалась, наконец, перед напором новинок, хотя и неохотно.
На этих выходных картина потеряла всего 32% сборов, заработала $17,8 млн, и довела общую кассу до $181,5 млн – для 60-миллионного фильма с претензией на «Оскар» это очень неплохой результат.
Третье место досталось семейному мультфильму о мексиканском празднике День мертвых «Книга жизни»: продюсерский проект Гильермо дель Торо немного уступил «Исчезнувшей», заработав за выходные $17 млн. В России эта картина выйдет в прокат только в феврале будущего года.
Еще один мультфильм и еще одна экранизация – «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» — потеряла одну позицию: за уикенд этот фильм собрал $12 млн и стал четвертым, а общие сборы «Александра…» за две недели проката составили $43,5 млн. Положение мультика вроде лучше, чем у комикса «Дракула» с Люком Эвансом, который на прошлых выходных был вторым, а на этих вылетел из топ-5 ($9,9 млн и шестое место), но история валашского князя-вампира уже заработала во всем мире $136,4 млн и практически решила все свои задачи: бюджет картины был всего $70 млн.
Ну а вытеснила «Дракулу» из пятерки лучших мелодрама «Лучшее во мне», снятая Майклом Хоффманом по одноименному роману Николаса Спаркса, рассказавшему о попытке двух взрослых людей вернуться к тем чувствам, которые они испытывали друг к другу в школьные годы.
Критики экранизацию не приняли и выдали фильму, по данным Rotten Tomatoes, лишь 7% «свежести», а вот с финансовой точки зрения у «Лучшего во мне» все нормально: картина заработала за первый уикенд $10,2 млн, а ее производство стоило всего $26 млн, которые она сможет окупить с учетом мирового проката. В России, впрочем, ее тоже выпускают с задержкой – она появится в наших кинотеатрах только через месяц.