Уильям Моррис
Социалист и прерафаэлит «второго поколения» Уильям Моррис, испугавшись промышленной революции и уравнительного капитализма, во второй половине XIX века вернулся к ручному труду и cакральному образу ремесленника-творца. Из сплава рутины и высокого искусства получились декоративные обои с ветвящимся растительным орнаментом (их и показывают на выставке), витражи, мебель и гобелены. Его фирменный дизайн, рафинированный и дорогостоящий, в результате вырос из реконструированного Средневековья. В 1861 году Моррис создал фирму «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко», а после «Выставки общества искусств и ремесел» в 1888-м основал «Движение искусств и ремесел», сделав еще полшага на пути к модерну. Кстати, его компания, которая вручную ткала ковры и изготавливала мебель с использованием только натуральных красителей и материалов, просуществовала до 1940 года.
Кристофер Дрессер
Ту же самую проблему «искусства для каждого» современник Морриса шотландец Кристофер Дрессер решал с размахом современной IKEA. Орнаментальным причудам, завиткам и лилиям, деланой экзотике он предпочитал строгие формы и функциональность предметов. Хороший дизайн, считал ботаник-исследователь Дрессер, должен быть доступен всем. Считал — и лепил свое имя (или подпись »'Designed by Dr C Dresser») на каждую изготовленную вещь, не вдаваясь в подробности отношений между его эскизом и промышленным изделием. Он первый независимый и коммерчески успешный промышленный дизайнер (и одновременно — первый бренд-менеджер и самопиарщик), разглядевший «красоту изделий механического производства», за которого грызлись десятки крупных компаний. Дрессер производил ковры, металлические чайники и тостеры, разномастную керамическую посуду. В 1862 году он открыл свою студию в Лондоне, а после путешествия в Японию в 1876-м окончательно распрощался с пустопорожним украшательством и занялся вопросом соответствия природных форм рукотворным: например, на выставке можно увидеть его яйцеварку в форме яйца.
Чарльз Рени Макинтош
В массовой памяти от архитектора и художника Чарльза Макинтоша осталось кресло с высокой спинкой, которое напоминает подчищенный от излишеств свод готического собора. Шотландец, выросший на эстетике Морриса, он делал вещи на грани функциональности и эстетики. Его созданное в 1917 году кресло стало своего рода манифестом искусства, максимально адаптированного для ежедневного потребления. Макинтош умудрился увязать собственное увлечение символизмом со стремлением к простоте и желанием все рационализировать. В результате родился повседневный облик европейского модерна. Макинтош делал мебель, посуду, ковры и ткани, а также построил здание Школы искусств Глазго. Им восторгался великий князь Сергей Александрович. Он один из первых в Британии начинает использовать пластик в своих проектах. Сегодня, помимо Пушкинского музея, который показывает одинокий стул Макинтоша, масштабную выставку его работ можно посетить в Музеях Кремля.
Кристофер Пирсон
Параллели между XIX и XXI веками на выставке, как ни странно, не кажутся искусственной натяжкой — скорее прямым цитированием, по сути, копипастом. Скрепой, например, служит видеоработа Кристофера Пирсона, который классические образцы декоративного искусства переводит в цифру. Его творчество существует в прорехе между медианосителями и традиционном ремеслом. Работа «Взгляни на свои стены», которую показывают в Пушкинском, представляет собой спроецированные на экран «Ветви ивы» Морриса: моррисовский узор распадается, ветвится и обрастает новыми листочками. Собственно, анимированные обои и стали визитной карточкой Пирсона, который делает принты для Александра Маккуина и оформляет интерьер пятого терминала аэропорта Хитроу в Лондоне. Последний, кстати, вышел урбанистической утопией с диалоговыми экранами, кинетическими объектами и мультимедийными ширмами, демонстрирующими жизнь и смерть английского дуба.
Заха Хадид
Проекты Захи Хадид (она представлена на выставке космическими туфлями, сделанными в технике вакуумного литья) и вовсе созвучны идеям советских фантастов больше, чем декоративному искусству XIX века. Хадид — дизайнер и архитектор-деконструктивист, первая женщина, которая получила Притцкеровскую архитектурную премию в 2004 году, звезда архитектурных биеннале. Всюду и всеми востребованная, она почти 15 лет чертила в стол. Увлекшись русскими авангардистами, Хадид проектировала перевернутые небоскребы и обитаемые мосты — все осталось на бумаге. Довольно долго она имела репутацию замечтавшейся экстремистки. В 1980 году Хадид создала архитектурную фирму Zaha Hadid Architects, которая занималась преимущественно мелочевкой — переусложненной мебелью, дизайном выставок. Сегодня по ее эскизам построены несколько центров современного искусства по всему миру (в Огайо, в Риме), станции метро и стадионы, а также особняк бизнесмена Доронина на Рублевке.