Марк Шагал в Палаццо Реале
Милан, до 1 февраля
Ретроспектива в миланском Палаццо Реале созвучна московской выставке «Здравствуй, родина!», проходившей в 2005 году в Третьяковской галерее. На ней тоже решили показать «всего Шагала». Экспозиция двухлетней давности, которой в той же Третьяковке с размахом праздновали 125-летие художника, вышла камерной, не подчиненной толком никакой внутренней логике. В Милан же свезли больше двухсот хрестоматийных произведений из дюжины музеев мира. Русский музей, например, предоставил шагаловскую «Прогулку» — его картину-визитку, из Нью-Йорка приехало фантасмагоричное панно «Триумф музыки», а частные коллекционеры отдали на выставку «Обнаженную над Витебском».
Все они строго подчинены хронологии: ретроспектива начинается работами, созданными в Витебске, родном городе Шагала, продолжается Францией и США (там художник прятался от нацистов), а завершается опять Францией.
Спрос на Шагала стабильно высок: его миф, сотканный из бытовухи, соединение местечковости с высокими материями, стиль, который не свести ни к одной школе, — все это в цене и в России, и за ее пределами. При этом миланская ретроспектива оказалась самой большой выставкой Шагала в Италии за последние 50 лет.
Марсель Дюшан в Центре Помпиду
Париж, до 5 января
Выставка в Помпиду описывает путь, который прошел великий дадаист и сюрреалист Марсель Дюшан, прежде чем в 1917 году выставил писсуар в качестве произведения искусства.
Выставка с названием «Даже живопись» претендует на «свежее прочтение» творчества Дюшана и отвечает на болезненный вопрос, умел ли «отец редимейдов» рисовать.
Здесь не рассказывают о том, как он зверски расправился с живописью, или об особом художественном статусе бытового хлама. Вместо этого в Центре Помпиду показывают около сотни его работ, написанных с 1910 по 1923 год.
Это преимущественно рисунки, среди которых, например, есть эскизы к знаменитой «Невесте, раздетой своими холостяками, одной в двух лицах» — переходному произведению между юношескими пейзажами в духе импрессионистов и писсуаром.
Знаки здесь (те самые «самцовые формы» и «обнаженная») нанесены на стекло, которое подменило классический холст. В 1923 году, которым завершается выставка, перебрав практически все направления, Дюшан объявил себя «художником-расстригой» и забросил изобразительное искусство.
Зигмар Польке в Тейт Модерн
Лондон, 9 октября — 8 февраля
Зигмар Польке — один из классиков немецкого послевоенного искусства, давно прошагавший путь от первой выставки в мебельном магазине до без конца повторяющихся ретроспектив в главных музеях мира. Сбежав с семьей в 1953 году из социалистической ГДР в Западную Германию, он придумал там «капиталистический реализм» — немного китчевый гибрид соцреализма и поп-арта.
На выставке в Тейт Модерн акцент сделали преимущественно на отношениях автора и материала.
Помимо игры в массовое производство искусства, сдобренной марксистской риторикой, Польке переносил рябые фотографии с неправильным расширением на холст, делал картины, которые меняли цвет в зависимости от времени суток и количества людей в помещении (и получал за них призы Венецианской биеннале). За почти средневековую страсть посыпать холст то метеоритной пылью и сажей, то добытым из вареных улиток красителем и сусальным золотом он прослыл «великим алхимиком». За интерес к историческим травмам Германии — шаманом и врачевателем сродни Йозефу Бойсу. Ретроспектива «Алиби: Зигмар Польке 1963–2010» едет в Лондон из Нью-Йорка, где ее показывали в МоМа — музее — соорганизаторе выставки. Здесь 250 работ Польке расставлены в хронологическом порядке, то есть от картофельных человечков и скульптуры к фотографии, живописи и опять к фотографии.
Кубизм в Метрополитен-музее
Нью-Йорк, 20 октября — 16 февраля
В апреле 2013-го миллиардер и глава косметической компании Леонард Лаудер после затянувшихся переговоров наконец передал свою коллекцию Метрополитен-музею и тут же прослыл одним из самых щедрых дарителей в истории.
Это первая выставка собрания, соединившего 78 работ художников-кубистов общей стоимостью $1,1 млрд.
Среди них — 33 работы Пабло Пикассо, 17 — Жоржа Брака и по 14 произведений Фернана Леже и Хуана Гриса. Коллекция, которую, помимо прочих, обхаживала Национальная галерея искусств в Вашингтоне, заполнила зияющую дыру в небогатом на искусство начала XX века Метрополитен-музее. Теперь здесь можно увидеть, например, «Террасу отеля «Мистраль» и «Большие деревья в Эстаке» Брака, который вместе с Пикассо впервые расчленил картину на базовые формы. Раньше Лаудер уже спонсировал создание Исследовательского центра современного искусства в музее.
«Post Pop: East meets West» в галерее Саатчи
Лондон, 26 ноября — 23 февраля
Выставка-гротеск, исследующая влияние поп-арта, откроется 26 ноября в лондонской галерее Саатчи (при поддержке фонда Tsukanov Family Foundation) и будет работать всю зиму. Здесь столкнут больше сотни художников из Америки, Великобритании, Китая и стран бывшего СССР.
Британию представят Тони Крэгг, который делает скульптуры из подручного хлама, и Майкл Крейг-Мартин — концептуалист и педагог, воспитавший целое поколение звездных «Молодых британских художников» (в том числе и Дэмиена Херста). Из США в Лондон привезут Жан-Мишеля Баскию — граффитиста и одного из самых дорогих неоэкспрессионистов в мире, провокатора Пола Маккарти и Синди Шерман. Лицом Китая станет Ай Вэйвэй и его инсталляции-исследования пропагандистских клише.
В каждой сборной — минимум по десятку авторов. Авторы от СССР, например, представлены в разбросе от соц-артистов-классиков (Александра Косолапова, Комара и Меламида) до группы AES +F, Олега Кулика и Павла Пепперштейна. В 1950–1960-х поп-арт — хохочущий, румяный и ориентированный на внешний эффект — считался искусством одного дня. В галерее Саатчи его представляют явлением, выходящим далеко за пределы своих географических и идеологических координат. Одним из кураторов выставки, кстати, стал опальный искусствовед Андрей Ерофеев, осужденный в 2007 году за выставку «Запретное искусство» и уволенный из Третьяковки в 2008-м.