Российский оскаровский комитет под председательством Владимира Меньшова выбрал российский фильм для представления в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» премии «Оскар». Им стал «Левиафан» Андрея Звягинцева, уже имеющий на своем счету награду Каннского кинофестиваля за лучший сценарий («Изгнание»).
Картина рассказывает о жителе небольшого северного городка, вступающем в неравную схватку с коррумпированным мэром, который пытается отобрать у героя все его имущество.
Источниками вдохновения режиссера стали ветхозаветная «Книга Иова» (из которой и пришло название фильма) и история Марвина Химейера — сварщика из Колорадо, который в сходной с фабулой «Левиафана» ситуации разрушил здания покусившейся на его собственность компании с помощью бульдозера, после чего покончил с собой.
Поначалу Звягинцев даже собирался экранизировать эту историю на месте событий — в США, но в итоге пришел к выводу, что сюжет этот вечный, а значит, действие можно перенести в современную Россию.
«История Марвина Джона Химейера была просто ключом к теме, о которой я хотел поговорить, — рассказал Звянинцев «Газете.Ru». — Просто когда я услышал эту историю, то почувствовал, что во мне что-то отозвалось, что-то разрешилось.
Но те, кто знает историю Химейера и уже видел картину, говорят, что в фильме не осталось и тени этого сюжета».
В этом году интригу в отбор делегата на главную кинопремию мира добавил самоотвод Андрея Кончаловского с его «Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына», удостоившихся «Серебрянного льва» за режиссуру на Венецианском кинофестивале. Однако он же ее и свел на нет — другой внятной альтернативы у «Левиафана» не было. По данным «Интерфакса», на заседании в воскресенье члены комитета рассматривали две картины —
второй стала разудалая свадебная комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова.
Но здравый смысл победил — «Левиафан» в итоге набрал вдвое больше голосов.
«Очень признателен нашим коллегам-кинематографистам, которые проголосовали. Перевес, насколько я знаю, был существенным — 14 на 8», — поделился с «Газетой.Ru» Звягинцев.
Фильм же Кончаловского, отмеченный на недавнем Венецианском кинофестивале, — этнографическое исследование архангельской глубинки, роли в котором исполнили непрофессиональные актеры и местные жители. Свое решение режиссер объяснил в открытом письме, где привел две причины — личную и общественную.
Он напомнил о своей критике «голливудизации» российского рынка — по его мнению, странно было бы с такой позицией претендовать на этот приз, который режиссер к тому же назвал «чрезвычайно переоцененной частью кинематографистов наградой».
«Она создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что, естественно, не факт», — написал он, добавив, что формулировка номинации — это сегрегация мирового кинематографа от англофонного мира.
Примечательно, что в 2002 году именно Кончаловский стал причиной одного из немногих скандалов в российском оскаровском комитете — тогда вместо очевидного кандидата мультиязычной поствоенной драмы «Кукушка» Сергея Рогожкина покорять американских киноакадемиков отправился его «Дом дураков»
Звягинцев, впрочем, смотрит на эту награду по-другому.
«Всякое общественное признание, любая награда — национальная, международная, приз фестиваля класса А — создает репутацию и дает возможность двигаться дальше, — объяснил режиссер. — Я общался с руководителем Sony Classics, мы показывали картину на американских фестивалях. И я вижу человеческую заинтересованность в картине, чисто человеческую».
Несмотря на то что Российский оскаровский комитет является неформальной организацией, обычно выдвижение происходит за закрытыми дверями. Отбирают картины режиссеры, претендовавшие на «Оскар» или получившие его (это Владимир Меньшов и Никита Михалков).
После распада СССР российское кино лишь однажды выигрывало «Оскар» — лауреатом стал фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».
Еще четыре раза отечественные фильмы попадали в шорт-лист — дважды Михалков («Урга» и «12») и по разу Сергей Бодров («Кавказский пленник») и Павел Чухрай («Вор»). В 2003 году, кстати, на соискание премии выдвигалось «Возвращение» Звягинцева, но в шорт-лист так и не вошло. Последние три года оскаровский комитет выбирал фильмы исключительно на военную тематику — покорять Американскую киноакадемию отправлялись «Утомленные солнцем 2: Цитадель» Михалкова, «Белый тигр» Карена Шахназарова и «Край» Алексея Учителя. Ни одна из них до коротких списков не добралась, а выдвижение «Цитадели» вызвало скандал, приведший к переформатированию комитета российских номинатов — теперь в него входят лауреаты престижных премий и наград фестивалей класса А.
Что касается самой оскаровской гонки, то выдвижение фильмов в категории «Лучший иностранный фильм» завершается 1 октября.
В середине октября Американская киноакадемия объявит полный список претендентов и начнет показы картин; в конце года останется девять претендентов — так называемый длинный список, а в январе будут объявлены пять номинантов. Победитель в этой (и других) номинации будет назван на торжественной церемонии в голливудском Dolby Theatre 22 февраля 2015 года.
«Ясное дело, что самый важный рубеж мы прошли, — заключил Звягинцев. — Два следующих (попадание в шорт-лист и собственно награждение) от нас не зависят. Важно, что компания Sony Classics, наш американский дистрибьютор, имеет большой опыт продвижения таких картин, умеет это делать».