В одном из интервью Банионис рассказывал, как невольно стал «крестным отцом» Владимира Путина —
тот сам подтвердил актеру, что выбрал стезю разведчика, посмотрев фильм «Мертвый сезон», в котором Банионис играл главную роль.
История красивая, но в юности Банионис относился к советской власти довольно скептично: три года во время Великой Отечественной провел на оккупированной немцами территории, а при приближении фронта к Прибалтике собирался бежать от Красной армии.
Впрочем, Банионис признавался, что
его актерская карьера сложилась именно благодаря присоединению Литвы к СССР в 1940 году.
В том году он закончил школу и почти случайно попал в только что образованный театр, который по разрешению новых властей создал в Паневежисе только что вернувшийся с обучения во Франции Юозас Мильтинис — режиссер, актер и будущий народный артист СССР.
Банионис начал играть на сцене Паневежского драматического театра, учился в студии при нем — и остался в нем на всю жизнь.
В 1980-е, после ухода Мильтиниса на пенсию, он был назначен главным режиссером, ставил спектакли. Но работа артиста все равно была основной для Баниониса: на сцене своего театра он сыграл сотни ролей — в «Ревизоре» по Гоголю, «Лжеце» Гольдони, «Севильском цирюльнике» Бомарше и многих других.
С кино отношения у Баниониса складывались не настолько стремительно, но вполне успешно. Впервые он появился на экране в массовке в конце 40-х — и после не снимался больше десяти лет. Однако к середине 1960-х в его фильмографии уже появилось несколько удачных и отмеченных зрительскими симпатиями работ на экране — но не хватало настоящего прорыва, который случился в 1965-м.
Банионис сыграл в военной драме «Никто не хотел умирать» председателя сельсовета в литовской глуши, бывшего «лесного брата».
После этой картины, признанной лучшим фильмом года журналом «Советский экран», актера узнал и полюбил весь СССР.
Успех закрепила небольшая роль пастора в «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова.
Этот персонаж, кстати, один из немногих, которого озвучивал сам Банионис, — когда актер говорил по-русски, у него проявлялся сильный акцент.
Особенность речи, впрочем, не ограничивала карьеру актера — уже к середине 70-х Банионис получил звание народного артиста СССР. А с акцентом на озвучании справлялись другие актеры.
Так, разведчика Ладейникова, которого Банионис сыграл в том самом «Мертвом сезоне», озвучил Александр Демьяненко; Криса Кельвина из «Соляриса» Тарковского — Владимир Заманский. За персонажей Баниониса говорили Георгий Жженов, Зиновий Гердт и Игорь Кваша.
Банионис был актером невероятно широкого диапазона — ему были доступны и рохля мистер Мак-Кинли из «Бегства...», и зловещий и в то же время комичный председатель клуба самоубийц из «Приключений принца Флоризеля». В его послужном списке много ролей иностранцев, но связано это, разумеется, не с тем, что неблагонадежному диссидентствующему литовскому артисту не доверяли роли советских людей.
Просто в советском кино не было второго такого лица — не просто яркого и умного, а скорее в известном смысле «родного», но при этом совершенно нездешнего.
Именно поэтому, несмотря на огромное количество ярчайших героев, первыми на ум среди сыгранных Банионисом персонажей приходят именно Ладейников и Кельвин — свои среди чуждого им пространства, в которое их с каким-то важным заданием отправила и забыла далекая родина.