«Один упал, пятеро в строю» — таков слоган серии шоу «Живьем (почти)» ради которого ненадолго возродилась одна из главных комик-трупп мира «Монти Пайтон». Самому старшему «питону», Джону Клизу, в этом году стукнет 75, младшему, Майклу Пейлину, сейчас 71, еще один, Грэм Чепмен, скончался от рака 15 лет назад — об этом напоминает ернический слоган. В девизе нынешней серии представлений, проходящих на лондонской О2-арене (последнее и будет 20 июля транслироваться в кинотеатрах всего мира, в Москве — в 22.00 в «Европейском» и «Горизонте»), легко считать фирменный почерк шуток британского секстета.
В двух словах он формулируется так: ничего святого.
Даже если оставить в стороне полнометражные «Священный Грааль», «Смысл жизни» и «Житие Брайана», уже на этапе телевизионного «Летающего цирка», продержавшегося в эфире пять лет, с 1969-го до 1974-го, они успели посмеяться над тем, о чем и говорить-то с экранов не всегда принято.
Их героями становились Иисус Христос, Гитлер, лейбористы, консерваторы, немецкие философы, инквизиторы и фрики всех мастей и окрасов.
Все они подвергались тотальной деконструкции — Спаситель оказывался просто забавным, но не заслуживающим внимания комиков парнем, Гитлер скрывался в Великобритании, завоевывая симпатии простых англичан, британское правительство занималось разработкой самых глупых походок на свете. Досталось и самой структуре юмористических шоу:
«Монти Пайтон» сломали о колено и растоптали все драматургические каноны скетча.
Их сценки без начала и конца не содержали финальной ударной фразы. «Питоны» не боялись вызвать недоумение и в итоге неизменно втягивали зрителя в свой мир, странный, нелепый, эксцентричный, но в конце концов столь же абсурдный, как окружающая нас каждый день реальность.
Они заложили основу совершенно новой юмористической школы, последователями которой считают себя, скажем, Стивен Фрай и Хью Лори, но в то же время таковым можно считать и Джонни Лайдона — любой, кто видел его в качестве фронтмена великих Sex Pistols (или возникших позже Public Image Ltd.), поймет, о чем речь.
«Монти Пайтон» всегда сохраняли британскую аккуратность и чопорность, но их абсурдизм, конечно, плоть от плоти расхристанного британского панк-рока.
В поклонниках секстета в свое время ходили Джордж Харрисон, Pink Floyd и Мик Джаггер; последний даже поучаствовал в рекламе нового представления — которое, кстати (по полуофициальной и полуюмористической версии) понадобилось лишь для того, чтобы оплатить расходы, вызванные очередным разводом Джона Клиза.
Этот великан, к слову, стал и причиной распада труппы, первым задекларировав творческий кризис и наметившуюся неспособность шутить с прежней остротой и оригинальностью.
Представления в О2 отчасти доказали его правоту — зрителю не нужно ничего нового, зато проверенные шутки (над собственными клишированными остротами «Монти Пайтон» тоже успели поиздеваться) воспринимает с неизменным восторгом. Впрочем, «восторг» не отражает реальной картины — многотысячная публика, раскупившая билеты на шоу за 43 секунды, воспринимает сценическое действо как рок-концерт, в голос повторяя вслед за постаревшими Терри Гилиамом, Джоном Клизом, Майклом Пейлином, Эриком Айдлом и Терри Джонсом.
Министерство глупых походок
Философский футбол
Гитлер
Мертвый попугай
Испанская инквизиция