Режиссер Билл Кондон («Пятая власть» о Джулиане Ассанже и две финальные части саги «Сумерки») приступил к съемкам фильма о Шерлоке Холмсе. В основе сценария картины не одно из произведений Артура Конан Дойла, а вышедший в 2005 году роман «Пчелы мистера Холмса» американского писателя Митчела Каллина, в котором описана благополучная старость знаменитого лондонского детектива.
Холмс в «Пчелах» пережил мировые войны. Видя горе, страдания и смерти в планетарных масштабах, он смягчился, научился сопереживать. Он сохранил кристально чистый ум и стал задумываться о философских проблемах бытия; он занимается бортничеством и вынужден бороться с обидной для человека с таким умом старческой болезнью — рассеянным склерозом.
В экранизации «Пчел» 93-летнего Холмса будет играть 75-летний Иэн Маккеллен, известный ролями волшебника Гэндальфа и мутанта Магнето.
Шерлок Холмс в преклонном возрасте — персонаж неклассический, далекий от героя Конан Дойла; легендарный детектив предстанет перед зрителями в новом и непривычном образе. «Газета.Ru» выбрала самых оригинальных Шерлоков Холмсов в истории этого знаменитого персонажа.
Незадачливый Холмс
Шерлок Холмс появился в кино на заре кинематографа, в 1900 году. Фильм «Шерлок Холмс сбит с толку» длиной 35 секунд предназначался для просмотра на предшественнике киноаппарата — мутоскопе. Этот прибор похож на ящик с окуляром, в который может смотреть только один человек.
В фильме, снятом Артуром Марвином, в комнату проникает вор. Преступник принимается запихивать в мешок всяческое добро, но тут появляется Шерлок Холмс — оказывается, он владелец квартиры, которую решил ограбить вор. Но у воришки есть особенность: он умеет исчезать. И как ни пытается незадачливый детектив схватить преступника, у него ничего не получается.
В этом 35-секундном фильме Шерлок Холмс совершенно не соответствует литературному образу. Неизвестный актер играет этакого разнузданного буржуа, который не может схватить ловкача в маленькой комнате и испытывает лишь недоумение от сверхспособностей вора. А Шерлок, как мы помним, умел фехтовать, отлично стрелял из пистолета, мог сделать великолепную боксерскую карьеру и в добавок мастерски владел утяжеленным хлыстом. К тому же всякие загадки детектив воспринимал как полезную и необходимую разминку для ума.
Холмс-собака
В 1984 году на телеэкраны вышел японо-итальянский анимационный сериал «Великий детектив Холмс». Одним из главных режиссеров и сценаристов аниме стал Хаяо Миядзаки. В основе 26-серийного мультфильма лежат новеллы Артура Конан Дойла, вот только его действие перенесено в фэнтезийный мир, в котором человеческой жизнью живут собаки.
Шерлок Холмс в аниме Миядзаки — молодой рыжий пес. Видимо, художники смотрели знаменитый советский сериал о Шерлоке Холмсе с Василием Ливановым в главной роли — их персонаж одет в похожий плащ и охотничью шапку. Еще он не выпускает из пасти трубку, разговаривает сам с собой, представляется экспертом по химии, ботанике и физике, заглядывается на красивых девушек. И вообще этот пес-Шерлок более человечен, чем, скажем, человек-Шерлок в знаменитом сериале с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли.
«Шерлок»
Шерлок в современном мире — прием не новый. Но в случае с «Шерлоком» продюсеры Стивен Моффат и Марк Гэтисс угадали, кажется, абсолютно со всем. Угадали с Бенедиктом Камбербэтчем, сыгравшим абсолютно современного Холмса — пусть и живущего по привычному адресу, но спокойно использующего все достижения нашего времени, от смартфонов до криминалистических лабораторий. Угадали с Мартином Фрименом, который вроде бы совершенно не похож на доктора Ватсона, но именно им и является. И угадали с форматом — пока вышло всего девять серий, объединенных в три сезона, каждый из которых становился событием едва ли не во всем мире.
Шерлок Моффата и Камбербэтча — совершенный мизантроп, который, впрочем, иногда обнаруживает в себе зачатки гуманизма и филантропии. У него фантастическая память, он знает все, хотя книжный Шерлок Холмс утверждал, что все знать не может и не хочет: он изучает только то, что нужно для дела. К тому же он интриган, манипулятор и страдает от комплекса «младшего брата», что не мешает ему раскрывать самые запутанные истории.
Американцы пытались сделать ремейк британского «Шерлока» — они регулярно делают подобное с популярными сериалами, — но прав на это не получили. И тогда сделали собственного Холмса — в Нью-Йорке и с Люси Лью в качестве Ватсона. Сериал «Элементарно», впрочем, получился неплохим — но до культового статуса британского оригинала ему далеко.
Холмс-забияка
Когда Гай Ричи заявил, что планирует снять своего «Шерлока Холмса», сомневаться не приходилось: это будет не совсем тот детектив-интеллектуал, к которому все привыкли. В итоге режиссер «Большого куша» и «Карт, денег, двух стволов» снял в свойственной ему манере зубодробительную, остроумную и лихо закрученную картину про Холмса-забияку, харизматичного разбивателя сердец и вообще иногда супергероя.
Работник ума, легендарный детектив в исполнении Роберта Дауни-младшего пьет как сапожник (все без разбору), боксирует на подпольных рингах (не ради денег), ведет беспорядочную половую жизнь (только для дела). Эгоцентризм проявляется у Холмса в самолюбовании, уважение к Ирэн Адлер превращается в историю любви двух сильных личностей с почти счастливым концом, а дружба «лидер-ведомый» с Ватсоном представлена как дружеское соперничество, в котором понятно кто всегда выигрывает.
Тем не менее, когда надо, Холмс включает мозги и распутывает гениальные интриги, и раскрывает восхитительные преступные замыслы, проявляет ученые познания в ботанике, эзотерике и прочих областях науки и псевдонауки. Ну хоть это соответствует тому, что придумал Конан Дойл.
Холмс по-русски
Нет, речь идет не о Василии Ливанове: воплощенный им образ великого сыщика едва ли не сразу был признан классикой, несмотря на то что снимались фильмы Игоря Масленникова не в Британии, а совсем даже в СССР. Речь о новой российской экранизации, вышедшей в 2013 году.
Снял ее Андрей Кавун, а Холмс, сыгранный Игорем Петренко, оказался далек и от ливановского образа, и от Шерлока Камбербэтча — в общем, от всех последних воплощений сыщика с Бейкер-стрит. Он, впрочем, по-прежнему гениален, наблюдателен и не чужд дедуктивному методу. Вот только расследования его проходят совсем не так гладко, как было описано в произведениях Конан Дойла — такими их, оказывается, сделал доктор Уотсон (Андрей Панин), который заодно пытался научить своего приятеля боксу и приучить к трубке, чтобы завершить создание образа легендарного детектива.
Сериал приняли в штыки, привыкать к новому Холмсу никто не стал, и Ливанову удалось отстоять звание единственного российско-советского воплощения этого образа. Любопытно, что ничего страшного в новой трактовке не было: более века кинематографисты показывали героя Конан Дойла настолько по-разному, что в «шерлокиане» можно найти кого угодно. Ну и героя Петренко, конечно.