Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова отказалась посылать фильмы своих студентов на российские кинофестивали, которые будут требовать обязательного наличия прокатного удостоверения.
Ограничение будет распространяться только на картины, которые молодые режиссеры сняли на собственные средства.
<1>На такой шаг организаторы одной из главных и заметных школ документального кино (среди работ ее выпускников — «Зима, уходи!», «Милена», «21 день» и другие фильмы — призеры международных кинофестивалей) пошли после вступления в действие поправок в закон о кинематографии, согласно которым за показ фильма без прокатного удостоверения налагаются штрафные санкции; выдает этот документ Министерство культуры, которое должно проконтролировать отсутствие в картинах пропаганды насилия, ксенофобии и обсценной лексики.
«Вероятно, наши законодатели не знают, что фестивали, клубные показы, встречи со зрителями в школах, институтах и любых других некоммерческих площадках не имеют отношения к прокату. Значит, надо им об этом рассказать.
Вероятно, об этом не ведает и министр культуры. Надо рассказать и ему», — написала Разбежкина в своем фейсбуке.
Она добавила, что тотальный контроль над художниками называется цензурой, которая в России запрещена Конституцией.
В Минкультуры не видят проблем в новом законе. «Фестивальные программы составляются достаточно заблаговременно, и включения в их программу фильмов «с колес» не слишком часты. Компании, которые давно и профессионально занимаются производством и прокатом фильмов, такие как «ТРИТЭ», «Вертикаль», выходят на фестивальный показ, уже имея прокатное удостоверение», — ответили в ведомстве на запрос «Газеты.Ru».
При этом в министерстве не уточнили, что будет с теми картинами, которые все же не успеют получить удостоверения.
Марина Разбежкина рассказала «Газете.Ru» о том, на какой стадии фестивального отбора будут отсеиваться фильмы, не имеющие прокатного удостоверения, как фестивали начали соблюдать новый закон и какой реакции она ждет на свое заявление.
— К каким фестивалям относится заявление вашей школы?
— Ко всем российским фестивалям. К счастью, на западные фестивали наши законы не распространяются, там не требуют никаких прокатных удостоверений.
— То есть ваши фильмы даже не смогут участвовать в отборе в фестивальные программы? Это же тоже фактически показ?
— Дело не в том, что это показ. Просто фестивальные организаторы должны убедиться, что фильм, который они отберут, имеет прокатное удостоверение — в законе четко говорится, что без него российский фильм не может быть показан на российском фестивале. Сама же ситуация отбора, конечно, не предполагает обязательное наличие удостоверения — организаторы просто хотят быть застрахованы от штрафов.
— Получается так, что уже на стадии отбора отсекаются все фильмы, не имеющие прокатного удостоверения?
— На сегодняшний день у нас есть приглашения от пяти российских фестивалей, и четыре из них напомнили нам о необходимости иметь удостоверения для участия в программе. Я отправила им разъяснение нашей позиции; они ответили, что очень хотят показать наши работы и что к сентябрю что-то может измениться, и предложили все-таки прислать фильмы. А два фестиваля (я не буду их пока называть) сказали, что возьмут наше кино и без прокатного удостоверения, в авторском варианте.
— С матом?
— Да, с матом — если он есть в картине, конечно. Речь идет не о том, что все фильмы должны быть заполнены матом. Но есть категории людей, которые так разговаривают — а
для документалиста очень важна реальная человеческая речь.
Есть стрессовые ситуации, в которых оказывается человек, — и тогда он тоже пользуется крепкими выражениями. Такие выражения есть во всем мире, и фильмы с обсценной лексикой нельзя, например, показывать на телевидении. Но чтобы их запрещали еще и на фестивалях?! Это нонсенс. Такого положения нет нигде.
— А ваши студенты получают прокатные удостоверения? Какая сложилась практика в вашей школе?
— Они получают удостоверение в том случае, если делают фильмы за счет государственных средств, если, например, получают грант Министерства культуры. Это обязательная ситуация, она существует давно, и нет никаких оснований против нее выступать. Но сейчас, когда получение такого удостоверения — не важно, снятого за государственный или негосударственный счет — стало еще и вариантом цензуры, ситуация будет осложнена.
— Как было раньше?
— Фестивали, которые финансируются государством, иногда просили удостоверения национального фильма (УНФ). Их мы оформляем на каждый студенческий фильм, если он хорошего качества. Прокатных удостоверений они не просили, а УНФ не означает государственного контроля над мыслями — оно просто означает, что твой фильм сделан, скажем так, человеком с паспортом Российской Федерации. И еще УНФ позволяет избежать налога на добавленную стоимость.
— То есть раньше можно было сначала показать фильм на фестивале, а уже потом заняться оформлением прокатного удостоверения?
— Да, именно так. Если не успевал, если доснял кино в последний момент — но УНФ уже оформлено, и есть право показывать свою работу. Это было очень здраво.
— Какой реакции вы ждете на свое заявление?
— Не знаю. Не жду положительной реакции, не думаю, что из-за отказа школы Марины Разбежкиной сразу будут менять законы. Но мы всегда должны поправлять власть, если она не права, если издает антиконституционные законы. Потому что этот закон антиконституционный — так же как и тотальный закон о языке.